Вступление
Процесс трансформации современной семьи как социального института сопровождается тревожными признаками ее дезорганизации - увеличением количества разводов, семейно-бытовых нарушений, снижением уровня рождаемости, ослаблением воспитательного потенциала семьи, неврозами и т.д. Это дает основания утверждать, что состояние современной семьи кризисный.
Безусловно, укрепление семьи во многом зависит от ее социально-экономической, правовой защищенности. Вместе с тем причины отдельных семейных проблем часто кроются или в особенностях семейного общения, или в индивидуальных характеристиках членов семьи, то есть имеют психологический характер.
В этой связи одним из важных направлений деятельности практического психолога является представление семьи в психологической помощи. Эффективность этой работы в значительной степени зависит от личности психолога, его жизненной позиции, взглядов, должны основываться на научном подходе к изучению семьи.
Знание психологических законов функционирования и развития семьи является основой подготовки психолога к коррекционной деятельности, изучения методов и приемов работы с семьей, их совершенствование, формирование адекватных представлений о конечной цели коррекционного процесса - семью, которая без консультативной помощи способна самостоятельно позитивно решать возникающие проблемы.
Цель курса “Психология семьи" - раскрыть психологические особенности современной семьи, объективные и субъективные условия ее развития, роль семьи в социализации индивида, вооружить практических психологов знаниями о психологии семьи и пути представления семьи в психологической помощи.
Указанный подход обусловил разделение курса на два основных раздела. В первом разделе освещаются психологические особенности становления и развития семьи, роль семьи в формировании личности ребенка, психологические факторы стабилизации семьи. Во втором разделе раскрываются основные направления деятельности практического психолога относительно представления психологической помощи семье. Закреплению знаний, глубокому усвоению материала будут способствовать ответы на конкретные вопросы и выполнение заданий к каждой теме, а также изучение источников, приведенных в конце каждой темы.