Раздел И
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ШКОЛЫ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕОРИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ
В конце XX в. началось
разграничение, уточнение и углубление понимания мировоззренческих дисциплин, а
также выделение направлений, сочетающих признаки философских, искусствоведческих,
литературоведческих, театроведческих и других знаний; на их базе начала формироваться
своеобразная отрасль и направление научных исследований - культурология. Она
обобщает и сводит к общему знаменателю понятийный аппарат, объединяет
культурно-художественные дисциплины, предоставляет возможность ученым, педагогам и
студентам целостно постичь культурологическое восприятие мира и деятельности
человечества.
Культурологический подход к изучению
эстетических явлений, культурных процессов - не современное изобретение, его
использовали еще наши предшественники, но они изучали преимущественно отдельные виды
культуро-творческой деятельности, что не позволяло воспринимать развитие цивилизации
как целостный процесс. Это значительно усложняло процесс выстраивания продуктивных
концепций, не давало возможности свести к общему знаменателю восприятие достижений
мировых цивилизаций, строить модели развития общественных отношений в социуме.
Культуру как отдельную отрасль изучали еще
с античных времен. Она исследует присущую ей специфику в различных отраслях наук,
в частности археологии, археографии, этнографии, психологии, истории, социологии,
искусствоведении и др. Но литое в начале XX ст. начали делать попытки обобщить эти дисциплины, приблизиться
к синтетическому пониманию термина “культурология” и ввести его в научный
обращение. Одним из пертих это сделал американский ученый Лесли Уайт. Его
последователями в этом направлении были европейские ученые. Отдельные
косвенные попытки трактовки культурологических концепций делали Ф. Ніцте,
А. Шпенглер, В. Розанов, М. Бердяев, Ф. Достоевский, 1. Франко, П. Флоренский
и др. Они в основном опирались, с одной стороны, на философские основы, с другой
- на художественно-образное осмысление культуры в художественных произведениях, что давало возможность
постичь философско-культурные явления как феномен целого. Этим проблемам уделяли
внимание также ученые, которые делали акцент на роли и значении культурного феномена
в развитии научных достижений и этических средств, их реализации в обществе.
В частности, супруги Пьер и Мария Кюри, В. Вернадский, С. Капиця и А. Сахаров
подчеркивали: низкий культурный уровень ученого приводит к тому, что достижения
науки могут изменить культурную доминанту с положительной на отрицательную. Например,
это произошло с ядерной энергией: предполагалось, что она будет служить людям добром, а
в результате было создано атомную бомбу.
Особенности и трудности становления
культурологии как науки вызванные ее многоплановостью, ведь она -
многомерный феномен. Известно много определений
культурологии, среди которых можно выделить три основных: культурология - это
комплекс дисциплин, изучающих культуру по исторической вертикали ее развития,
социальному функционированию с определением конечного результата системности
культурного феномена; культурология - это совокупность дисциплин, изучающих
культуру и пытаются постичь ее как целостное явление с учетом достижений
сопутствующих дисциплин, а также, с позиции культурологии, национальных,
региональных особенностей в их историческом развитии; культурология - это
самостоятельная научная дисциплина в системе социально-гуманитарных знаний.
Итак, культурология - это наука, которая
изучает специфику развития материальной и духовной культуры цивилизаций, этносов,
наций в конкретно-историческом периоде, их взаимосвязи и взаимовлияния.
В настоящее время известно несколько моделей
культурологических исследований: 1) классические подходы с жестким разграничением
изучение субъекта и объекта познания, их рационального трактовки; 2) культурология
является объектом отражения повседневной жизни человека и формой обобщения, выводя
ее на уровень диалектики; 3) отрицание возможности изучения в полном объеме
достижений культурных достижений народов, народностей, наций, цивилизаций, их познания
и обобщения, особенно относительно своей культуры и значения воздействия на нее “чужих”
культур.
Современная культурологическая наука считает
предметом систему знаний, которая могла бы концептуально влиять на формирование культуры
общества, стать самостоятельной отраслью общественно-гуманитарных знаний. Учитывая
неотложность этой проблемы необходимо разработать концепцию культуры, которая могла
бы связать теоретические и практические представления и их воплощение во все сферы человеческой
жизнедеятельности; разработать методологию для обеспечения комплексного исследования культуры как целостного
явления; выработать концепцию единства достижений культур народов мира и устранить
антагоністичності среди них;
внедрить системные
подходы анализа культуры к государственной политике и воплотить ее в деятельность
системы управления; сформировать культурные потребности человека как на рабочем месте,
так и в активно-действенном использовании внерабочей времени; учитывать
“достижения” технократизму, рационализма, масскультуры, что особенно распространились в
XX ст., с тем чтобы уберечь человека от их
пагубных воздействий и компенсировать ей средствами культурологии комфортное
сосуществование в модернизировано-технологическом мире.
Базовой системой культурологии является
наука о культуре. Известно почти триста определений термина “культура”. Понятие
“культура” (от лат. cultura - уход, возделывание, воспитание)
классически сформированный еще в Древней Греции; в то время его понимание было
таким широким, что сегодня тождественное использование в научной практике невозможно.
На настоящем этапе развития цивилизаций культура делится на два больших
направления: личностного формирования человека; универсального средства общественного
жизни. Наиболее приемлемым является дуалистическое объяснение: культура - это вид
деятельности, средствами которого по исторической вертикали создаются духовные и
материальные ценности.
Культура выполняет четко определенные
функции, каждая из которых детерминирован относительно общественной жизни:
эстетическая - предполагает формирование
высоких эстетических уровней и наследственности относительно их восприятия обществом;
информативная - предоставляет информацию о
культурные достижения человечества, народа, нации, государства, региона в течение
исторического времени и производит модели использования достижений;
оберігаюча - предусматривает сохранение,
консервацию и функциональность памятников истории и культуры в социуме, их
трансформации в современные культурные процессы;
воспитательная - призвана пропагандировать
образцы для подражания с целью развития лучшего, что оставили предшественники.
В период формирования государства и
государственности вырабатывают стандарты, где определяются требования к специалисту,
конкретизируются квалификационные характеристики по освоению не литое узкой
профессии, но и возможности получения глубоких гуманитарных знаний, поскольку они
формируют специалиста с достаточным культурным уровнем, который соответствует требованиям
международных стандартов. Будущий специалист должен знать закономерности
развития отечественной и мировой цивилизаций, учитывая в своей деятельности
современные проблемы сохранения и эффективного использования культурного наследия.
Специалистам-управленцам просто необходимо знать достижения важнейших научных
концепций отечественной и мировой культурологии, поскольку этим характеризуются
этапы развития общественной истории. Они должны свободно ориентироваться в
художественно-эстетической и нравственной проблематике, уметь применять их в своей
практической деятельности, определять специалиста как интеллигентную, образованную
личность.
На протяжении исторического времени культурный
процесс неуклонно развивался, обогащался и усложнялся. Подчеркнем
периодах, которые существенно повлияли на становление и развитие цивилизации и
культуры.
Оба указанных понятия вошли в
бытовой и научный оборот еще в античные времена. Прежде всего это касалось
возделывания земли, ведь она была кормилицей человека. Со временем при формировании
общества и общественного мнения значение термина “культура” расширилось, оно
охватывало также воспитание и образование, что дополняло и обогащало срок, ведь
человек и природа в то время составляли единое целое и существенных противоречий между
ними не чувствовалось. В это же время термин “культура” приобрел еще одного значения
- почтение, уважение, отправления культа, преимущественно религиозного, ведь древняя
человек постоянно был с Богом, он был всюду - в природе, в доме, оберегал
сожительство, подавал моральную поддержку гражданам. Отсюда некоторые ученые
(например, Макс Поленц) делают попытку отождествить культурный уровень и полисный
патриотизм. Этот тезис допустима, если принять как данность то, что в
городах-полисах жители, свободные граждане были подвластны действующему закону, воспитывались и управлялись
культом божества конкретного города-полиса.
На развитие и становление культурного
процесса влияли и влияют предшественники. Это касается также античного
периода. Греки создали совершенную для своего времени систему образования, которая формировала
человека как личность с четко определенными ценностными ориентациями. У них
предпочтение отдавалось гуманистическом значению восприятия и понимания культуры,
идеал человека стал ведущим в культурном процессе. Ученые выделили четыре
периоды развития культуры, которые стали классическими:
1. Гомеровская Греция (IX - XI вв.
до н. э.).
2. Архаическая Греция (VII - VI вв. до
н. э.).
3. Классическая Греция (V - перте три
четверти IV в. до н. э.).
4. Эллинизм (конец IV - I в. до н.
е.).
Каждый из этих периодов имеет
особенности, каждый сделал своеобразный вклад в развитие цивилизации.
Культурный процесс не может
развиваться вне социально-политическими процессами, это ярко прослеживается в
античном периоде. Гомеровская и архаическая Греция ставили ведущей целью
гуманитарную практику воспитания: ребенок учился читать, писать, осваивала
литературу, обязательными были изучение музыки и физическое совершенство.
Достижения общественной жизни могли использовать литое свободные граждане, рабы
не имели права принимать участия в общественной жизни, их роль сводилась к роли машины.
Но уже в конце VII - начале
VI в. до н. э. политическая и экономическая ситуация резко меняется, родовая
аристократия уступает место ремесленникам. Ремесленники и купцы как производители и
реализаторы продукции берут на себя ведущую роль в обществе. Этому способствовало
действующее в то время законодательство. В частности, законы афинского архонта Драконта
(621 г. до н. э., отсюда - “драконовские меры”) предпочитают ремесленном
и купеческом состояния, достаточно жестко ограничивают права родовой аристократии. Это
обусловило противостояние и спровоцировало жестокую борьбу между ними.
Социальная нестабильность побудила
к образованию ряда мистических верований. Заметный след оставили орфіки, в
учении которых ведущей тезисом была идея бессмертной дутые. Среди простого люда как
антитеза сформировался культ Диониса: утверждалось, что душа “регулярно”
освобождается, если выпить определенное количество вина во время оргий. Для демократической
сознания свободных граждан, не обремененных сферой производства, такая иллюзорно реализована
свобода была приятной.
Разнообразные культы расшатывали
государственный строй и соответственно культуру. Начали формироваться цинизм, скепсис,
мистическая вера в судьбу, обреченность. Все это порождало растерянность перед социальными
катаклизмами, которые надвигались на античный мир. Высокие культурные достижения
оставались вне поля зрения человека, иррациональное начало захватывать души людей.
Прогрессирующая дисгармония в отношении человека к социуму, развал полиса как
объединяющего звена разрушали человеческую благотворительность, стала несовместимой с
имперскими ориентациями. В этой ситуации личность не смогла противопоставить
себя общей “необходимости” мирового порядка, который считал человека не только
физической субстанцией, но и духовным и душевным “Я”. На этой волне возникла необходимость
в высшем духовном абсолюте, который стал бы выразителем человека, нашел ей место
в процессах, которые формировались, но стали ей неподвластны.
Демократический политеизм сменился на
тоталитарный монотеизм, сначала в мировоззренческой системе. Яркого выражения это
вступило в период Средневековья. Почти вся Европа стала христианской. Политеизма
она противопоставила монотеизм, высокой духовности - аскетический идеал, анализа
явлений - книжные знания, которые опирались на постулаты Библии; безоговорочным был
авторитет церкви. Радикально изменились восприятие и понимание культуры.
Природа потеряла суверенность, изменилась психологическая доминанта, духовный мир
с земли перешел на небо, и человек, который телесно принадлежала земле, духовно соотнесла себя с небесными
сферами. С одной стороны, это привело к растерянности, а с другой - к
радостной надежды на то, что Бог, он же Высший Разум и олицетворение Высшей Справедливости,
защитит человека там,
на небе, от невзгод,
которые выпадали в земном бытии. Поэтому культура сознания и самосознания
сосредотачивается на умозрительном характере, культивируется интерес к книжной
учености, начитанности как показателя культуры. Активно формируется модель видения
Бога как единосущный, который заботится о спасении человека и даже посылает на
муки до землян своего сына. Эта иррациональность начала утверждать в сознании
тезисы о абстрактные понятия веры, надежды и любви, вмотивовуючи том, что человек - это слабая, беспомощная, достойное сожаления существо и
вроде бы в этой слабости ее большая сила. Приходилось, что наивысшим олицетворением
счастье есть познание Бога, то есть отрицался личностный фактор ради
абстрактной идеи познания. Начало действовать возражения: не познав себя, нельзя
познать Бога. Таким образом,
счастье и свобода человека
оказались в прямом подчинении отвлеченной идеи, а это породило концепции,
которые и раскололи христианский мир на католический и православный.
Культура как целостное явление условно делится
на подгруппы: бытовая, политическая, правовая, художественно-творческая, техническая, производственная
т.д. Для бытовой культуры характерные особенности определенной территории, народов,
которые длительное время проживают на ней. Народы
отмечаются особенностями государственного устройства, экономических
отношений, обрядовой системы верований, межличностных отношений. Каждый регион
в определенной мере имеет общие черты со своими соседями, но внутри него заметны и существенные различия.
Возьмем для примера форму приветствия народов, проживающих на евразийском
континенте: поздравление японца, китайца не похожи на приветствие славян, немцев,
итальянцев, ведь в каждого из них они обусловлены особенностями
морально-личностных отношений и норм, которые складывались у этих народов на протяжении
исторического времени.
Политическая культура - важный фактор
общества, формируется исходя из реальных социально-экономических отношений,
которые у разных народов в одно и то время развивались по-разному. Если в Европе
на протяжении XI-XIII вв. сложилась условно стабильная политическая система, которая
базировалась на принципах христианства, то в Центральной Азии (монгольский улус)
того времени функционировала семейно-бытовая, передфеодальна система, благодаря чему
Чингисхан создал крепкую державу, основанную на
абсолютистській подчиненности.
Правовая культура формировалась и
формируется на базе первых двух, поэтому чем выше уровень общества, тем выше
уровень правовых отношений, но
сегодня
наблюдается своеобразный парадокс
- с усложнением
социально-экономических условий и государственных структур все труднее управлять
правовые отношения. Они довольно часто противоречат нормам бытовой и
этнической культуры и, как правило, начинают служить не человеку, а потребностям партий
и крупного капитала, которые не всегда учитывают потребности самого человека.
Художественно-творческая культура олицетворяет
многоаспектность и многомерность человеческой художественной деятельности, охватывая
народное художественное творчество и профессиональную художественную деятельность. Они имеют как
общие, так и отличительные черты. Народное творчество не всегда предусматривает овладение
определенным видом деятельности на уровне профессии, как, например, бытовые танцы, пение,
составление поэтических произведений, строительство, вышивание, ковроткачество, ткачество и т.д.
Для профессионально-художественной работы нужно обязательно овладеть профессией
художника, композитора, скрипача и т.д., пройти серьезную школу профессионального
обучение, которое длится 5-10 лет, и лишь по тому общество получит
профессионала высокого класса. Требования по дифференциации подготовки кадров
особенно повысились в ХІХ ст.
Вследствие развития техники на протяжении
последних 150 лет повысились требования к технической культуры, ведь человек ХХ ст.
уделяет технізації среды обитания около 70 % своего времени. Техника
сопровождает жизнь человека на протяжении всей эпохи, подавляет, превращает ее в
техноробота, то есть существо, подчиняющееся машине. Машина диктует человеку стиль
поведения, определяет почти полную зависимость от себя, а следовательно, человек становится
беспомощной без машины и ее помощи. Поэтому насущным является вопрос о выработке
норм культуры техники, техницизмы и обретение этических соотношений и
взаимосвязей машины и человека. Мы не случайно поставили на первое место машину,
ведь она начала диктовать стиль жизни.
Последний тезис обостряет проблему
производственной культуры, поскольку модели и соотношение предыдущих времен не
адекватные нынешним проблемам. До середины XIX в. трудовые коллективы, как правило, были малочисленны, и руководитель должен
возможность контролировать подчиненных. При образовании больших и сверхбольших трудовых
коллективов, объединяющих от 300 до нескольких тысяч человек, начали возникать проблемы относительно норм и этических отношений между членами коллектива и руководством.
Естественным для ХХ в. стало разделение мира на социально-экономические и политические
системы, которые обусловливают присущие только им нормы производственной культуры. Это
требует выработки оптимальных моделей производственных отношений, производственной
культуры с максимальной адресной привязкой. Обобщенные рекомендации, что
разработаны для определенного общества, например Д. Карнеги, ни в коей мере не
пригодны для государств, которые образовались на территории бывшего СССР, они не
учитывают и не могут учитывать психологические особенности людей, которые
сформировались в одной политической системе и вдруг волею судьбы или времени брошены в
другую.
Культура имеет следующие формы выражения:
научные, технологические, художественные, мировоззренчески-религиозные и др. Наука как
олицетворение и высокий уровень развития культурного процесса обобщает, классифицирует,
формирует образовательный процесс. Все эти факторы способствуют развитию общественной мысли, что,
в свою очередь, способствует накоплению национального валового продукта,
национального валового дохода, а это определяет социально-экономический уровень жизни
людей в государстве.
Высокий научный уровень общества
обеспечивает технологическую культуру производства, облегчает труд человека,
высвобождает значительное количество внерабочей и свободного времени, благодаря чему личность
получает больше возможностей всесторонне развиваться на благо общества.
Искусство дает человеку как личности возможность утвердиться на уровне
самодостаточного субъекта через самовыражение.
Идейно-религиозная культура
разделилась. Сейчас это две независимые системы - партийная и религиозно-теологическая.
Первая обещает все блага человеку здесь, в этой жизни, вторая - всячески пытается
отвлечь человека от земного бытия, обещая блага в потустороннем мире.
Каждый волен выбирать то, что ему больше импонирует.
На современном этапе культурология является
одной из основополагающих дисциплин, что дает возможность объективно осветить трудности и
противоречия, присущие обществу. Изучив и обобщив лучшие достижения,
выработанные человечеством, на основе системного подхода, разработанных культурологических
методик и методологий, можно сформировать высокий этико-культурный и эстетический
уровень специалиста, который будет уметь квалифицированно, с учетом новейших достижений
вести хозяйство любой формы собственности. В этом случае будет доминировать
ведущая тезис общества: больше богатых - меньше бедных, ведь богатое
общество может обеспечить личности надлежащий уровень жизни. Ценностные
ориентации, выработанные на основе основательного изучения культурных процессов,
содействовать развитию культуры производства, ведь чем выше культура производства,
тем выше качество товара; чем выше качество товара, тем выше полученная прибыль;
чем выше прибыль, тем выше валовой национальный доход; чем выше
национальный валовой доход, тем выше прибыль, а точнее, оплата труда
субъекта. Как видим, круг замкнулся.