Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел II

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Во время классификации и обобщения общественных и культурных процессов естественно возникает желание определить первоначала человечества, его зарождение, происхождение, длительность жизни на Земле и на конкретной территории. На эти вопросы ответов множество, поскольку находки, удостоверяющие бытия человека, отодвигаются во времени все дальше и дальше. Ежегодно археологи находят все новые свидетельства деятельности на Земле человека разумного. Человек умная, т.е. такая, которая сознательно осуществляла трудовой процесс, появляется на рубеже среднего и верхнего палеолита. Считается, что это уже “настоящая” человек, по научной терминологии - Homo sapiens.

Этот период стал чертой, которая отделила мир человека от мира животных, и показывает истоки формирования культурных процессов, отмечают ученые при анализе древнейших памятников. Они подтверждают тезис о том, что труд стала решающим фактором в становлении человека, дала ей преимущество над другими биологическими видами и сохранила на протяжении тысячелетий человеческий род. Простейшие средства и инструменты, что были изготовлены из кости, рога, камня, стали трамплином к созданию фигуративных изображений, а следовательно, фиксации информации доступными средствами, которые условно называются протописемністю. Это способствовало формированию конкретнообразного первобытного мышления, где фиксировались общие представления об окружающем мире. Человек, остановив “миг”, утвердила себя во времени и пространстве. Это было началом новой форме бытия - художественной формы, когда событие, явление осмыслялись в отношении собственного бытия. Множество памятников, которые человечество оставило на всей территории земной суши, дают возможность проследить его адаптацию к природным условиям, их освоение.

Изучение культурного процесса дает возможность постичь исторические условия функционирования в социуме социальной группы, народа или региона, проследить за развитием общества. Динамика культурного процесса показывает рождение новых форм мышления, их интеграцию в социальную практику, формирование систем, наследственность традиций, воспроизводства или отмирание определенных явлений в жизненной практике.

Археологическая культура не всегда совпадает с трактовками культуры в философском, социологическом, этнографическом смысле, поскольку определяет общность материальных памятников, которые относятся к одному времени и размещающихся на определенной территории. Как правило, археологи дают название культуре по месту первых находок или по определенной характерным признаком.

Археологические культуры делятся на три больших периода:

• ранний (нижний) палеолит (3 млн. - 100 тыс. лет назад);

• средний палеолит (100-30 тыс. лет назад);

• поздний (верхний) палеолит (30-8 тыс. лет назад).

В каждом периоде выделяются культурные периоды, которые имеют собственные названия:

1. Перигорд (30-20 тыс. лет назад). Характерны кремневые пластинки с ретушированными краями, шила из кости, наконечники копий. В поздний период наблюдаются фигуративные изображения животных и человека.

2. Оріньяк (20-19 тыс. лет назад). Характерные ретушированные пластинки из кремния, скребки, резцы, костяные наконечники; светильники, посуда для приготовления краски; искусство малых форм: мелкая скульптура, гравюра на костях и каменных обломках; отпечатки рук по краске, формирование орнамента (“макароны”), где прослеживается определенный рисунок; статуэтки женщин из мамонтовой кости или мягкого камня. Это первые в истории символы. Археологи и историки культуры этот период иногда называют эпохой палеолитических Венер.

3. Солютре (18-15 тыс. лет назад). После временного отступления ледника существенно меняется жизнь палеолитического человечества. Характерны чрезвычайно высокая для палеолита техника обработки кремневых изделий, которые используются как наконечники копий, дротиков, а также как ножи и кинжалы; скребки, проколки, иглы, разнообразные статуэтки, гравюры на камнях и костях.

4. Мадлен (15-10 тыс. лет назад). Через новый наступление ледника климат становится значительно строже, меняется жилье людей, они преимущественно живут в пещерах, ведут кочевой образ жизни, охотясь на оленей. С учитывая это меняются виды оружия на более пригодные для охоты на крупного зверя. Появляются символические изображения: круг, спираль, меандр, свастика. Самое большое достижение - пещерная живопись. Самые известные достопримечательности этого времени - пещерные галереи Альтамира, Ласко, Монтеспан.

Жанровое разнообразие найденных изображений большая - 512 фигур людей, около 100 человекоподобных существ и 986 животных. Особенность живописи - реалистическое воспроизведение, особенно животных: бизоны, мамонты, лошади нарисованы так натуралистично и детально, что зоологи определяют даже их биологический вид. Анализируя пещерная живопись, можно утверждать, что примерно 15-10 тыс. лет назад в обществе началось разграничение профессий: человек, который в совершенстве владела какой-то профессией, имела возможность получить “профессиональный” статус.

В конце мадленского периода пещерная живопись постепенно исчезает, уступая орнамента. Многие исследователи склоняются к мысли, что в орнаментах закодирована определенная информация - это своеобразный вид письменности, культурная передформа отражения мира, что олицетворяет передрелігійні представление, искусство, пранауку. Найденные изображения и знаки можно прочитать, лишь зная правила определенной грамматики, исчезла.

Учитывая высокий уровень воспроизведение жизненных реалий визуальными рядами можно утверждать, что в это время вокальная коммуникация начала переходить в осмысленную речь. Homo sapiens под воздействием определенных обстоятельств, а именно: осложнения технологических процессов, психосоциальных отношений сформировал языковой процесс, который обеспечил настоятельную потребность в коммуникативных связях.

С таянием ледника начинается оседлой жизни, у человека исчезает потребность передвигаться вслед за животными, на которых она охотилась; окружающая среда дает возможность прокормиться, начинается распределение труда. Мужчина, как и раньше, охотится, а женщина работает в доме; в связи с распределением деятельности каждый рисует то, что больше знает: мужчины - преимущественно животных, сцены охоты, женщины - орнаменты, украшая ими вещи быта.

Итак, типологизация с учетом факторов развития археологических культур, особенно последнего периода, дает основания видеть в нем признаки цивилизации, что стало эпохальным явлением в общекультурном процессе развития человечества.

Понятие “цивилизация” было определено в XII в.: происходит от лат. civilis - гражданское, государственный. В то же время его используют как синоним культуры, преимущественно материальной. В современной научной литературе этот термин объединяет социокультурную специфику общества, которая учитывает саморазвитие, ликвидации и самоликвидации автономных локальных цивилизаций, историческую эволюцию человечества. До сих пор еще не разработано единых методологических принципов и критериев классификации определенной исторической общности, определение качества автономной цивилизации, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе длительное время и имеют культурные взаимосвязи, что определяет уровень сходства форм и механизмов социальной организации и регуляции в социально-правовом и культурном аспектах. При постоянных активных взаємовпливах цивилизаций каждая из них сохраняет этнографическое разнообразие. Это ярко видно на примерах дальневосточного, европейского, африканского регионов, двух Америк с присущими им особенностями.

В этот первый период формирования цивилизаций заметные социальные явления, которые стали определяющими для всех будущих поколений. Это культурные инновации, подняли на высшую ступень человека и отделили ее от животного. Человек научился изготавливать керамическую посуду, прясть и ткать, используя шерсть, коноплю, крапиву, лен. В отдельных местностях исходя из климатических условий одежду из кожи начал вытесняться одеждой из ткани. Жилье постепенно трансформировалось из землянки в полуземлянка, а потом в наземную здание. Человек начал использовать природные и специально изготовленные строительные материалы: дерево, камень, кирпич-сырец, кости крупных животных.

Огромным культурным достоянием для человечества стало зарождение металлургии. Прерогатива здесь предоставляется Ближнему Востоку. Сначала это были изделия из самородной меди, железа, обработанные методом холодного ковки. Примерно в IV тыс. до н. э. было изобретено колесо, парус, гончарное круг и сбруя для коня, который на это время уже был доместикований (прирученный).

Благодаря развитию производственных отношений упорядочиваются социальные и семейные отношения. От иерархической праобщини, где существовала равенство мужчин и женщин, постепенно происходит переход к родоплеменных общественных отношений. Брак и семья изменяются вследствие изменения формы собственности; полигамная семья вытесняется моногамной, уходит в прошлое кузенний брак, поскольку человек доказал, что связи между близкими родственниками приводят к вырождение рода.

В период родоплеменного строя формируется культовое сознание. Самые древние ее формы - фетишизм, обожания предметов труда, растений, животных, огня - играли объединяющую роль в первіснообщинній семье. Постепенно фетишизм тотемизм превратился в. У крестьян, где преобладали аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях ведущим становится анимизм, который материализует духовность мира. Учитывая тесную взаимосвязь с природой и зависимость от нее человек обретал душу не только в живых существ, но и у растений и природных стихий. Это способствовало выработке определенных правил, которые давали возможность племени выживать, выполнять репродуктивные функции, хранить социальную память.

Наиболее удачные формы поведения фиксировались и становились обязательными для всех в племени. Информация, которую имели старшие, засвоювалась каждым членом племени при исполнении определенных обрядов. Производятся нормативы поведения, регламентирующие жизнь племени или племенного союза, нарушение которых карается жестко - от изгнания к смертной казни. В это время появляются самоназвания людей и их сообществ, в основном такие: “только мы настоящие люди” или просто “люди”, другие для этого племени были “не люди”, то есть “чужие”, например “варвары” (от лат. barbaroi - чужой). Со временем собственные названия выводятся исходя из региональных особенностей. Например, те, кто жил в лесу, были “поліщуками”, в поле - “полянами”, в болотистой местности - “дреговичами” (от “драгва” - болото).

Благодаря разработанной системе разрешений, запретов и ограничений формируется одна из определяющих признаков первоначальной культуры - ритуал. Ритуал - это обязательное действо с определенными признаками театрализации, построенное на эмоциях, представлениях, действиях в отношении какого-то божества или природного явления, которым оно посвящено. Каждый народ создает и выполняет ритуал с присущими только ему особенностями как символическую форму норм поведения, выразителя социальных и культурных взаимоотношений и ценностей, что играет важную роль в обществе как традиционный метод социального воспитания. Каждый исторический период дополняет и обогащает ритуалы, адаптируя их к потребностям определенного времени.

Формирование ритуальной системы, пожалуй, началось с признания первичности женского начала, поскольку роль женщины была преобладающей в традиционно женских видах труда: собирательстве, впоследствии огородничестве, которое позже изменилось на мотижне земледелие. Женщина была символом и объектом культа Богини-матери. Ее звали Рожаница, она продолжала род, отражено во многих ритуалах и обрядах: веснушках, праздниках любви и др. С развитием пахотного земледелия, групповой охоты, военных действий в культах должное место начинают занимать также мужчины, которые со временем принимают на себя ведущую роль в обществе.

С усложнением мировоззренческой системы, разнообразием ритуальных действ, увеличением количества божеств, трансформацией их в богоподобные существа начинают создаваться мифы. На первом этапе это короткие рассказы о деяниях предков и происхождение вещей; с течением времени они собираются в циклы, приобретают системности относительно явлений в представлении народа о своем происхождении и месте в мире. Міфологознавці разделяют мифы на космогонические (о происхождении космоса из ничего), антропологические (о создании человека), эсхатологические (о конце света) и этиологические (о происхождении вещей и явлений). Долгое время мифы воспринимались как источник информации, но при придирчивому подходе к их изучению определились существенно отличительные признаки: 1) миф - это древняя литературная форма сказаний о богах и героях; 2) миф - это вымысел, искажение фактов, несоответствие рассказа реальным событиям. Эти два определения исключают друг друга. Исходя из этого к мифам нужно относиться достаточно осторожно, поскольку миф и мифологизация явления часто подталкивают человека к необоснованным выводам, до подмены обобщения фактов, замены аргументации декларациями, которые следует воспринимать без критического осмысления. Проверить созданные мифы экспериментально или с первоисточниками невозможно. Поэтому когда в обществе господствуют мифы, начинается упадок как общества, так и его культуры.

На основе выработанной системы обожествление окружающей среды и отдельных ее элементов формируется система верований, которые со временем переходят в веру. Этот термин базируется на доверии к того или иного явления, предмета или вида деятельности, который дает человеку максимальную возможность чувствовать себя комфортно среди себе подобных. I верования, и вера создаются самим человеком, поскольку они дают возможность воспроизвести то состояние, когда они имели самую “благодать” от мнимого или реального объекта обожания, когда на уровне подсознательного образуется “видение” обожаемого предмета, лица или чего-то другого. Понимание веры классически определил апостол Павел: “вера - это осуществление того, на что ждешь и уверенность в том, чего не видишь”. Доказать опровергнуть этот тезис довольно проблематично. Поэтому “высшая” сила становится для жизни верующего проводником, помощником, спасителем в конкретных ситуациях, а следовательно, выдвигает определенные требования к верующему, чем активно пользуется церковь. При общности моделей веры у каждого народа, который ее создал, она имеет определенные особенности. Эту тему основательно будем рассматривать далее.

Достижения человечества в системе производственных отношений активизировали развитие культурных процессов; это стало толчком к образованию “культурного единства” - человек и природа, что способствовало воспроизводству и продолжению человеческого вида, гармонизировало отношения внутри племени и между племенами. Эта целостная система дала возможность выжить, развивать культурный процесс и направить его поступательное движение. Социальная действительность продиктовала эстетическую потребность в художественном творчестве, обусловила противоречия производительных сил и производственных отношений, положительно повлияла как на общественную жизнь, так и на культурную сферу.

Общественное развитие предопределяет культурные достижения только при наличии гуманистически-мыслительных предпосылок, т.е. использование рационально-действенных традиций, выработанных предшественниками. Ведь благодаря их анализа можно определить прогрессивные тенденции, перспективные направления при смене художественно-творческой доминанты, обогащать ее новейшими достижениями. Только тогда национальная культурное наследие способна занять должное место в общечеловеческих достижениях.