Научные основы
политики регионального развития
Региональная политика является органичной составляющей
общегосударственной политики. В переходный период она базируется прежде всего на
степени экономической прочности регионов, на результатах новейших открытий и разработок,
в частности, в социально-экономической сфере, на долгосрочных прогнозах структурных
и качественных сдвигов в товаровиробництві и изменений на внутренних и внешних рынках.
Поиски самых выгодных ниш в международном и внутреннем межрегиональном разделении
труда, специализации, кооперации и интеграции производства и сбыта продукции является
одной из решающих проблем регионального развития. Критерием его
обобщающей оценки выступает уровень ВВП и НД в расчете на душу населения
каждого экономического региона и всей страны в целом.
После распада СССР проблема эффективности регионализации
экономик постсоциалистических стран и Центральной Европы встала с особой
остротой. Дезинтеграция традиционных экономических взаимосвязей усилила
экономический хаос, обострила кризисные явления на огромной евразийской
территории, что негативно повлияло и на общемировое развитие. Украине, как и
другим странам, что вышли из Союза, стали нужны разработка и осуществление
принципиально новой региональной стратегии и тактики. Модель региональной
экономики современного и будущего развития должна определить новые эффективные
структуру и регулирующие механизмы как в пределах каждого экономического района, так и
между ними, формируя единый, активно функционирующий организм.
В условиях переходного периода формирования по-настоящему
экономически и политически независимого государства Украина стремится к политике
минимизации негативных проявлений дезинтеграции, развития современной региональной
политики на принципах местного самоуправления при верховенстве общегосударственного
законодательства, что обеспечивает органическое сочетание государственных, региональных и
местных интересов, способствует максимально полному использованию внутренних
потенциалов каждого региона и каждой местности. Чем лучше действует система
управления и хозяйствования в каждом регионе, чем полнее используется
его потенциал и природно-климатические условия для высокоэффективного развития
присущих ему товаропроизводителей и рынков, чем толще и плотнее становятся
межрегиональные рыночные связи в процессах углубления специализации и развития
интеграции, тем экономически и социально сильнее становится государство, тем лучше жизнь
ее народа.
На сегодня существуют различные варианты решения проблем регионального
развития. В основном они так или иначе сводятся к обоснованию и
формирование нормальных, взаимовыгодных отношений регионов с центром. На самом же деле
региональная политика - не только построение взаимоотношений по вертикали, но и по
горизонтали с выходом в широкие международные экономические связи. Это прежде всего
неограниченный простор для экономического прогресса регионов, благодаря которому только и
возможный экономический и общий прогресс государства. Именно это и обеспечивает умная
научно обоснованная региональная политика, охватывает по существу все сферы
человеческой деятельности, включая, наряду с рациональным размещением и развитием
производительных сил, городских и сельских поселений, региональные особенности
инвестиционной, структурной, промышленной и аграрной, демографической и социальной,
экологической и национальной политики. Иначе говоря, региональная политика
неотъемлемой составляющей всей общегосударственной политики, ее важнейшим блоком
модели государственного устройства.
Научно обоснованная региональная политика демократической
государства исключает крайности относительно управления регионами и местностями: с одной
стороны, соблазн управлять регионами методами диктата тоталитарного режима, как это
было в бывшем СССР, что парализует инициативы и интересы местных органов
власти и субъектов хозяйствования в эффективном развитии, а с другой -
управление по принципу "полной автономии регионов", которое игнорирует
общегосударственные интересы и законы государственной власти, неизбежно влечет за собой
развал государства, измельчения ее на региональные куски и обособление их в
отдельные государственные образования.
Именно поэтому сейчас особенно нужны фундаментальные исследования
процессов современной и будущей регионализации экономики, разработки моделей
эффективного функционирования регионов, их органического межрегионального сочетание
на принципах развития мощных рынков с высоко-развитой рыночной
инфраструктурой.
Последствия региональных исследований должны дать всесторонне обоснованные
выводы о возможности украинских регионов, укрепление экономических, технологических,
транспортных, социально-культурных и других связей между ними, развития
межрегиональных рынков, а также выхода на международные рынки украинских товаров
и услуг, капиталов, научно-технических и культурных ценностей. Это требует
соответствующего повышения уровня технологической завершенности производства,
ослабление влияния негативных внешних факторов на национальную экономику. В частности,
нам надо избавляться от нерациональных международных экономических связей. Они
должны строиться исключительно на принципах взаимовыгоды и паритета. Региональная
политика не должна обходить острой проблемы формирования рабочих мест - закрытие
старых и открытие новых, переквалификации кадров под новые региональные
структуры, формирования прогрессивных направлений экономического и социального
развития. Для этого важно исследовать, разрабатывать и осуществлять
мікрозональну интеграцию, формирование хозяйственных систем интегрированного типа.
Ученые - экономисты работают над обоснованием социально-экономического
зонирование, критериев выделения тех или иных экономических регионов, исходя из
потребностей национальной экономики, регионального самоуправления, которое требует и
соответствующего правового обеспечения. Конституционные нормы, парламентские
законодательные акты, решения местной власти должны базироваться на выводах науки.
Из этого следует, что роль региональных исследований растет.