Научные
основы регионального развития и принципы региональной политики (вместо предисловия)
Концепция региональной политики
Развивая собственную
государство, Украина наряду с осуществлением политики выхода из острого экономического
кризиса должен определить новую, научно обоснованную региональную и структурную
политику.
Речь идет об активизации государственного содействия, во-первых,
демократическому самоуправлению и управлению каждым регионом в его органических
интеграционных связей с другими регионами по горизонтали и с государством в целом
по вертикали. При этом правовые и экономические отношения между государством и регуляторы
и региональными органами власти должны строиться на конституционных началах по
принципом верховенства общегосударственного права и законов.
Вторым важным направлением региональной политики является углубление
территориального разделения труда и специализации, а также создания структур, которые
соответствовали бы природным условиям региона и критериям оценки современного
комплексного развития, дешевизне и качестве производства, инфраструктуры и
регионального рынка. Уровень отдачи региональных ресурсов, находящихся в
обращения, насыщенность рынка товарами и услугами зависит от эффективности
использование научно-технического потенциала, хозяйствования и предпринимательства,
от степени насыщенности и активности действий в каждом регионе различных форм
хозяйственных систем, их конкурентоспособности на внутренних и внешних
рынках.
• Третьим направлением является осуществление региональной
научно-технической политики экономного и рационального использования местных
ресурсов, широкого применения малоотходных и безотходных, энерго - и
ресурсосберегающих технологий, а также форм организации производства с высокой
конечной результативностью, экологической чистотой, сохранностью и своевременным
воспроизведением природы для обеспечения достойного уровня жизни не только сегодняшнего,
но и будущих поколений.
Четвертое направление заключается в том, чтобы наряду с налаживанием
тесных межрегиональных экономических связей в рамках единого рыночного пространства
страны обеспечить открытость украинской экономики. Украина должна быть
открытой в экономическом отношении, входить на взаимовыгодных принципах эквивалентности
в межгосударственных региональных и мирохозяйственных структур (имеется в виду
открытость рынка товаров, инвестиций, технологий, ценных бумаг, труда и т.п.)
и расширять сотрудничество с ними. В соответствии с национальными
интересами могут создаваться также свободные экономические зоны.
Территорию Украины, ее природные богатства (почвы и недра,
растительный и животный мир, рельеф и климатические условия), характер и густоту
населения, национальный и социальный составы населения, размещения производительных
сил, уровень социально-экономического развития регионов исследованы достаточно
фундаментально. Есть подробное описание и крупномасштабный картографический материал с
определением различных исторических, природно-климатических, социально-экономических,
хозяйственных и человеческих характеристик каждой местности. Это может составлять
прочный научный фундамент для разработки и осуществления эффективной региональной
политики. Однако он используется недостаточно, особенно в отношении единого
социально-экономического и административного районирования Украины и прогнозирования
ее будущего развития. В свое время была сделана попытка чисто директивно, с
центра, создать региональные совнархозы. Но они не вписались в
командно-административной системы управления и были быстро ликвидированы. Потом
Украину было искусственно разделено на три крупные экономические районы - Донецко-Приднепровский,
Северо-западный и Южный, которые совсем не соответствовали ни
природно-климатическим, ни социально-экономическим критериям ее единства.
Существующее административное деление Украины на Автономную
республику Крым, 24 области, столичный город Киев, город Севастополь и около
480 районов также нельзя признать достаточно обоснованным с современного взгляда на
проблему районирования. Модель оптимального функционирования региональной и
местной экономики в составе единой соборной государства требует точного учета
специфики условий хозяйствования, ресурсных возможностей и рыночных связей на
микроэкономическом уровне, с тем чтобы обеспечить интенсивный экономический и региональный
развитие.