Научные 
основы регионального развития и принципы региональной политики (вместо предисловия)
 
  Концепция региональной политики 
 
 Развивая собственную 
государство, Украина наряду с осуществлением политики выхода из острого экономического 
кризиса должен определить новую, научно обоснованную региональную и структурную 
политику.
 Речь идет об активизации государственного содействия, во-первых, 
демократическому самоуправлению и управлению каждым регионом в его органических 
интеграционных связей с другими регионами по горизонтали и с государством в целом 
по вертикали. При этом правовые и экономические отношения между государством и регуляторы 
и региональными органами власти должны строиться на конституционных началах по 
принципом верховенства общегосударственного права и законов.
 Вторым важным направлением региональной политики является углубление 
территориального разделения труда и специализации, а также создания структур, которые 
соответствовали бы природным условиям региона и критериям оценки современного 
комплексного развития, дешевизне и качестве производства, инфраструктуры и 
регионального рынка. Уровень отдачи региональных ресурсов, находящихся в 
обращения, насыщенность рынка товарами и услугами зависит от эффективности 
использование научно-технического потенциала, хозяйствования и предпринимательства, 
от степени насыщенности и активности действий в каждом регионе различных форм 
хозяйственных систем, их конкурентоспособности на внутренних и внешних 
рынках.
 • Третьим направлением является осуществление региональной 
научно-технической политики экономного и рационального использования местных 
ресурсов, широкого применения малоотходных и безотходных, энерго - и 
ресурсосберегающих технологий, а также форм организации производства с высокой 
конечной результативностью, экологической чистотой, сохранностью и своевременным 
воспроизведением природы для обеспечения достойного уровня жизни не только сегодняшнего, 
но и будущих поколений.
 Четвертое направление заключается в том, чтобы наряду с налаживанием 
тесных межрегиональных экономических связей в рамках единого рыночного пространства 
страны обеспечить открытость украинской экономики. Украина должна быть 
открытой в экономическом отношении, входить на взаимовыгодных принципах эквивалентности 
в межгосударственных региональных и мирохозяйственных структур (имеется в виду 
открытость рынка товаров, инвестиций, технологий, ценных бумаг, труда и т.п.) 
и расширять сотрудничество с ними. В соответствии с национальными 
интересами могут создаваться также свободные экономические зоны.
 Территорию Украины, ее природные богатства (почвы и недра, 
растительный и животный мир, рельеф и климатические условия), характер и густоту 
населения, национальный и социальный составы населения, размещения производительных 
сил, уровень социально-экономического развития регионов исследованы достаточно 
фундаментально. Есть подробное описание и крупномасштабный картографический материал с 
определением различных исторических, природно-климатических, социально-экономических, 
хозяйственных и человеческих характеристик каждой местности. Это может составлять 
прочный научный фундамент для разработки и осуществления эффективной региональной 
политики. Однако он используется недостаточно, особенно в отношении единого 
социально-экономического и административного районирования Украины и прогнозирования 
ее будущего развития. В свое время была сделана попытка чисто директивно, с 
центра, создать региональные совнархозы. Но они не вписались в 
командно-административной системы управления и были быстро ликвидированы. Потом 
Украину было искусственно разделено на три крупные экономические районы - Донецко-Приднепровский, 
Северо-западный и Южный, которые совсем не соответствовали ни 
природно-климатическим, ни социально-экономическим критериям ее единства.
 Существующее административное деление Украины на Автономную 
республику Крым, 24 области, столичный город Киев, город Севастополь и около 
480 районов также нельзя признать достаточно обоснованным с современного взгляда на 
проблему районирования. Модель оптимального функционирования региональной и 
местной экономики в составе единой соборной государства требует точного учета 
специфики условий хозяйствования, ресурсных возможностей и рыночных связей на 
микроэкономическом уровне, с тем чтобы обеспечить интенсивный экономический и региональный 
развитие.