Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Научные основы регионального развития и принципы региональной политики (вместо предисловия)

 

Концепция региональной политики

 

Развивая собственную государство, Украина наряду с осуществлением политики выхода из острого экономического кризиса должен определить новую, научно обоснованную региональную и структурную политику.

Речь идет об активизации государственного содействия, во-первых, демократическому самоуправлению и управлению каждым регионом в его органических интеграционных связей с другими регионами по горизонтали и с государством в целом по вертикали. При этом правовые и экономические отношения между государством и регуляторы и региональными органами власти должны строиться на конституционных началах по принципом верховенства общегосударственного права и законов.

Вторым важным направлением региональной политики является углубление территориального разделения труда и специализации, а также создания структур, которые соответствовали бы природным условиям региона и критериям оценки современного комплексного развития, дешевизне и качестве производства, инфраструктуры и регионального рынка. Уровень отдачи региональных ресурсов, находящихся в обращения, насыщенность рынка товарами и услугами зависит от эффективности использование научно-технического потенциала, хозяйствования и предпринимательства, от степени насыщенности и активности действий в каждом регионе различных форм хозяйственных систем, их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках.

• Третьим направлением является осуществление региональной научно-технической политики экономного и рационального использования местных ресурсов, широкого применения малоотходных и безотходных, энерго - и ресурсосберегающих технологий, а также форм организации производства с высокой конечной результативностью, экологической чистотой, сохранностью и своевременным воспроизведением природы для обеспечения достойного уровня жизни не только сегодняшнего, но и будущих поколений.

Четвертое направление заключается в том, чтобы наряду с налаживанием тесных межрегиональных экономических связей в рамках единого рыночного пространства страны обеспечить открытость украинской экономики. Украина должна быть открытой в экономическом отношении, входить на взаимовыгодных принципах эквивалентности в межгосударственных региональных и мирохозяйственных структур (имеется в виду открытость рынка товаров, инвестиций, технологий, ценных бумаг, труда и т.п.) и расширять сотрудничество с ними. В соответствии с национальными интересами могут создаваться также свободные экономические зоны.

Территорию Украины, ее природные богатства (почвы и недра, растительный и животный мир, рельеф и климатические условия), характер и густоту населения, национальный и социальный составы населения, размещения производительных сил, уровень социально-экономического развития регионов исследованы достаточно фундаментально. Есть подробное описание и крупномасштабный картографический материал с определением различных исторических, природно-климатических, социально-экономических, хозяйственных и человеческих характеристик каждой местности. Это может составлять прочный научный фундамент для разработки и осуществления эффективной региональной политики. Однако он используется недостаточно, особенно в отношении единого социально-экономического и административного районирования Украины и прогнозирования ее будущего развития. В свое время была сделана попытка чисто директивно, с центра, создать региональные совнархозы. Но они не вписались в командно-административной системы управления и были быстро ликвидированы. Потом Украину было искусственно разделено на три крупные экономические районы - Донецко-Приднепровский, Северо-западный и Южный, которые совсем не соответствовали ни природно-климатическим, ни социально-экономическим критериям ее единства.

Существующее административное деление Украины на Автономную республику Крым, 24 области, столичный город Киев, город Севастополь и около 480 районов также нельзя признать достаточно обоснованным с современного взгляда на проблему районирования. Модель оптимального функционирования региональной и местной экономики в составе единой соборной государства требует точного учета специфики условий хозяйствования, ресурсных возможностей и рыночных связей на микроэкономическом уровне, с тем чтобы обеспечить интенсивный экономический и региональный развитие.