Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономика
Вступление в экономической теории

Потребности и потребительские блага. Закон возрастания потребностей

Главной движущей силой экономического развития и развития цивилизации вообще есть разнообразие потребностей человека. Потребности - то, без чего человек не может обойтись в своей жизни, желание владеть чем-либо, что приносит ей удовольствие.
Американский социолог Абрахам Маслоу представил развитие цивилизации как развитие зависимых друг от друга потребностей в виде пирамиды потребностей (схема 4, с. 6). Каждая следующая стадия потребностей может удовлетворяться, если на предыдущей стадии обеспечено удовлетворение потребностей хотя бы в минимальном объеме. Физиологические потребности в пище, одежде, продолжении рода являются фундаментальными, базовыми, но в то же время и более низкими, приземленными. Человека формируют именно социальные потребности.
Схема 4

Потребности можно классифицировать по различным критериям. Например, за субъектами они делятся на индивидуальные, групповые, коллективные, общественные; по объектам - на материальные и духовные; по срокам реализации - на текущие и перспективные.
Средством удовлетворения потребностей является благо. Блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей, называются потребительскими. Все блага делятся на экономические и неэкономические. Экономические блага - блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, а следовательно, существуют в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют (например автомобиль, хлеб, одежда). Неэкономические блага (даровые) предоставляются человеку в готовом виде природой (воздух, вода, грибы в лесу). Наиболее распространенный распределение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага - блага, которые имеют материальную форму или природу (земля, воздух, дома, продукты). Нематериальные блага материальной формы не имеют, влияют на развитие способностей, творчества человека и создаются в непроизводственной сфере (искусство, музеи, театр).
Еще один аспект анализа благ - распределение их на вещи и услуги. Вещь (товар) - конечный результат деятельности человека, ощутимое благо, которое можно отделить от его производителя - человека, передвигать, взвешивать, хранить, упаковывать и т.д. Услуги - это процесс деятельности человека. Перечисленных выше свойств вещей услуги (транспортные услуги, услуги здравоохранения и т.д.).
Среди благ можно выделить блага-субституты - заменители, удовлетворяющие одну и ту же потребность (кофе и чай, чулки и гольфы), а также комплементарные - взаимодополняющие блага (фотоаппарат и фотопленка, фонарик и батарейка).
Потребности человека в различных благах безграничны и имеют тенденцию к росту, поскольку они снова и снова восстанавливаются. Производство и развитие общества, удовлетворяя одни потребности, вызывающие к жизни новые. Закон роста потребностей означает не только появление все новых и новых потребностей, но также изменение и совершенствование их структуры.