Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 2

Тема: знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях.

Цель: повторить и обобщить изученное об употреблении знаков препинания в предложениях, осложненных однородными членами, обращениями и вставными словами, а также в предложениях с прямой речью; совершенствовать умение определять соответствующие пунктограми и обосновывать употребление знаков препинания соответствующими правилами; воспитывать уважение к художественному слову; развивать внимание, логическое мышление, память.

Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; систематизация и обобщение изученного).

Оборудование: таблицы “знаки препинания при однородных членах предложения”, “Обращение и вставные слова”, “знаки препинания при обращении”, “Роль вводных слов в предложении”, “Интонация и знаки препинания в предложениях с прямой речью”, учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение ключевых вопросов темы.

* Работа у доски.Записать предложения, объяснить употребление разделительных знаков. Однородные члены предложения подчеркнуть.

И. Старания, труд к труду ведут. Терпения и совести ведут к умению. Борись с трудностями трудом и умом. Стесняйся не работать, а бездельничать. Источники такие: забота, охота, работа.

Народное творчество.

II. Стали травы и тропы золотистыми. (Я.Купала.) Светит, да не греет солнце золотое. (Я.Щоголів.) Красноватые, золотистые опадают с кленов листья. (І.Блажкевич.) В парках и садах на дорожки и травы падают листочки буро-золотистые. (К.Перелісна.)

* Переписать, вставляя пропущенные буквы.Объяснить употребление разделительных знаков. Однородные члены предложения подчеркнуть, указать адрес и вставные слова. Есть обращения и вставные слова ченамы предложения?

 

Люблю всем сердцем и душой я землю прадедов моих. (В. сосюра.) Почитай, деточка, батьківс..ки пути. (Д.Луценко.) Добрая вера, труд щ..ра нам приблизят удобное время! (М.Вороний.) Уже кусты калины одели, мабу..ь, у девушек одолженные кораллы. (Е.гуцало.)

 

*Беседа.

· Какие разделы науки о языке вам известны?

· Из разделов изучает словосочетание и предложение?

· Какой раздел изучает правила употребления знаков препинания?

· Какие члены предложения называются однородными?

· Какие члены предложения могут быть однородными?

· Как сочетаются между собой однородные члены предложения?

· Какие знаки препинания ставятся мієж однородными членами предложения?

· Что такое обращение? Какие знаки препинания ставятся при обращении?

· Какова роль вводных слов? На что они могут указывать?

· Какие знаки препинания ставятся при вводных словах?

· Почему обращение и вставные слова не являются членами предложения?

III. Выполнение упражнений на повторение.

* Предупредительный диктант.Записаны предложения прочитать, правильно их інтонуючи. Объяснить употребление разделительных знаков.

И. Мы всему миру хотим братание, советы, образования и свободы! (М.старицкий.) Люби, украинец, свободу, люби! Покажем миру, что мы не рабы. (В. сосюра.) Новый и древний смысл, случайно, вмещает наша голова. (М. рыльский.) Пусть добро идет в наш дом, счастье, сила и здоровьея! (П. тычина.) Отвращение к неправд, насилия, несправедливости и зла огнем в груди заискрится. (В.самойленко.)

II. Духмянить осень пшеничных полей, рожью. (П.Воронько.) Осень едет на лошади. Не спіткнися, конь багряный! (В. сосюра.) Если вы с осени купцы, то весной, простите, старцы. (Нар.творч.) Принеси мне, ветер, сизый холод ежевики. (Б.олийнык.)

* Прочитать.В каждом из предложений определить однородные члены и узагальнювальне слово. Объяснить употребление разделительных знаков.

И. По полях, садах и огородах идет золотая осень. Ее торжественное шествие чувствуется повсюду: на селе и в городе. Яблоки, груши, сливы, виноград, арбузы, помидоры - все это споявилось в изобилии. И мы с благодарностью вспоминаем тех, кто взял в земли эти блага природы: садоводов, овощеводов, бригадиров, звеньевых. (По В.Минком.)

ИИ. Все вокруг оранжево-лиловое: горизонт, поле, речка, сенокос. (І.Гнатюк.) Дети летом составляют гербарий: лепесток ромашки, цвет медвежьего ушка, кукушкины башмачки и синие лесные колокольчики. (Е.гуцало.)И вот наконец вся семья собралась: три дочери, сын, зятья, невестки, внук. (И. Доценко.)

ИV. Анализ материала с целью обобщения изученного.

*Обработка таблицы.

 

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

 

Запятая между однородными членами предложенияставится:

Запятая между однородными членами предложения не ставится:

 

Если однородные члены не звсвязаны союзами.

 

Например:

 

А мир такой красный, хороший, роскошный! (Леся Украинка.)

Гудела, грохотала, двигтіла эпоха. (И.драч.)

 

Если однородные члены звсвязаны повторяющимися союзами:

 

Например:

Радовались и сад, и поле, и долина. (Л. глебов.)

 

И играет, и пенится синєє море. (Е. гребенка.)

Мы цену знаем и хлеба, и соли. (Н.стельмах.)

 

Если однородные члены звсвязанные протиставними союзами.

 

Например:

Народ страдал, но стоял и человеческих добивался прав.(М. рыльский.)

Нам же нужно не влево, а вправо. (П. тычина.)

 

Если однородные члены звсвязанные неповторюваними союзами.

 

 

Например:

 

Начало и конец должны подать друг другу руки.(Нар.творч.)

Без труда растет пырей и лебеда. (Нар.творч.)

Я учился в школе и в поле. (Н.стельмах.)

 

 

V. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

* Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).Однородные члены предложения подчеркнуть.

 

И. Красивый, щедрый родной край. (І.Січовик.) Од пепінок, шафранов и ренетів благоухание льется по всей планете. (О.Довгий.) Вспомнился свежий, но нежный утро, спокойные ивы край села. (М. рыльский.) Расскажи мне о земле, о садах, о хлебе, о свободе. (В.Коротич.)

II. Неси людям все мысли, чувства и слова. И твое сердце сгорит, не замолчит, не погаснет. (М. рыльский.) Душа и трудится, и мечтает. (М.Сингаївський.) Жизнь таит трагедию и красоту. (Д.Луценко.) Немало бед прошло и пройдет. Беда организует и сплачивает. А это в жизни народа - главное. (І.Гнатюк.)

 

* Работа у доски. Записать предложения, подчеркнуть в них все члены предложения. Объяснить употребление разделительных знаков. Начертить схему указанного учителем предложения.

 

И. Текут к нам издалека реки: Днепр и ласковая Десна. (М.Нагнибіда.) Лесное родничок имеет доброе сердце, всем дает водице: зверушке и птицы, дереву, травині, цветке и человеку. (М.Чепурна.)

II. Вся зеленая степная скатерть была будто заткан цветками: смілкою, синими колокольчиками, желтыми тюльпанами. (И. Нечуй-Левицкий.) Все красное: листья и небеса, сухую ботву и обильная роса (а. малышко.) В поле вышла вся семья: юноша и седой дед, и отец, и мать, и малыш. (Швец.)

* Работа с учебником.Выполнение упражнения 13 (1, 2 предложения).

VИ. Анализ материала с целью обобщения изученного.

*Обработка таблиц.

 

ОБРАЩЕНИЕ

ВСТАВНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (СОЧЕТАНИЕ СЛОВ)

 

называет того, к кому обращаются

с речью

 

выражают отношение того, кто говорит (говорящего) к сообщению

 

 

Что с тобой, милый парень? (И.драч.)

 

Судьба, дай мне память! (В.Коротич.)

 

 

Видимо, где-то бушуют океаны. (М.Нагнибіда.)

Правда, там, где берег звівсь, кусочек облака зачепивсь. (П. тычина.)

 

 

 

Разделительные знаки

при обращении

Примеры

Зв.!____________________

 

__________,Зв.,_________

____________________,Зв.

 

 

____________________,Зв!

Народ мой, в тебе нахожу силу и надежду. (В.Коротич.)

Я твой, Украина, верный сын. (Д.Луценко.)

 

С тобой расту, о тебе пою, мой солнечный края. (Швец.)

 

Прекрасные цветы ласкай, охраняй, молодой человек! (И.драч.)

VII. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

 

* Объяснительный диктант.В каждом из предложений указать обращение, объяснить употребление разделительных знаков. Является ли обращение членом предложения? В указанном учителем предложении подчеркнуть члены предложения.

 

И. Цвітіть, сады! Ланы, растите! Расти, барвинка мой крещатый! (М. рыльский.) Мой крещатый барвинок! Найнебесніші у тебя глаза! (И.драч.) В веках прославтеся, шумите, леса мои, леса! (Швец.) Дай мне, рассвет, песню и пение птиц замечательный! (М.Нагнибіда.) Небо, небонько, скорей посылай к нам дожди! Не сам, дождика, шествия, других дождик веди! (О.Орач.) На крилечках, вітрику, полети, колосочки золотом обмети. (Александр Олесь.)

II. Я не напился той сладкой, Днепр мой, Днепр, твоей воды! (А. малышко.) Я твой навеки, родная Украина, от песни до последней кровинки. Ты в моих мечтах, ты в моей песне, родительская земля моя! (Д.Луценко.)

 

* Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

Мели, Иван, пока ветра станет. Мусий, гречиху сей, как хочешь кашу есть! Спеши, Денис, потому что погода давит. Вставай, Архипе, уже все петухи захрипли. Сиди, Ульяна, еще до дома рано. Гуляй, ветер, по полю, а я буду с тобой. Хвали меня, ротике, я тебя роздеру. Ешь сама, милая, как такое наварила.

Народное творчество.

 

VII. Анализ материала с целью обобщения изученного.

*Обработка таблицы “Роль вводных слов в предложении”.

 

Вставные слова могут выражать или указывать на:

 

Неуверенность

Может, может быть, пожалуй, возможно, кажется, очевидно

Уверенность

Конечно, вероятно, бесспорно, без сомнения, правда, действительно, безусловно, действительно, определенная вещь

Источник сообщения

По-моему, кажется, говорят, по мнению..., по теории..., по свидетельству, как известно, как говорится, по сообщению ...

Оценку высказанного

На счастье, к сожалению, на чудо, на стыд, как нарочно, странная вещь

Оценку повідомлюваного как обычного

Было, бывало, как всегда, как водится

 

Порядок изложения мыслей

во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом, значит, прежде всего, оказывается, выходит, однако,

Вежливость

Пожалуйста, извините, прошу вас, позвольте

Привлечение внимания

Представьте себе, поймите, обратите внимание, верите, знаете, между нами говоря

 

ИХ. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

 

* Выборочный диктант.Выписать вставные слова. Объяснить роль каждого в предложении. Есть вставные слова членами предложения?

 

Кажется, это было со мной вчера. (В. сосюра.) А содержание, правда, тайн человек знает до мелочей. (М. рыльский.) Говорят, легче свалить, чем возвести стены здания. (П.Воронько.) Бывает, словом таким обізвешся, что хлопот потом не оберешься. (П.Усенко.) Что-то, наверное, изменилось очень, когда ты стал к дружбе равнодушным. (В.Коротич.) И, действительно, вокруг никого нет, лишь плеск живой воды. (П.Воронько.) К сожалению, никак еще не світалось. (П. тычина.) Может, действительно, иногда и природе надо очищающей грозы? (І.Гнатюк.) Откровенно шел на честный поединок, хотя и не везде, признаюсь, везло. (Д.Луценко.) Вот так живу. Кажется, без суммять. А стоило бы оглянуться, пожалуй. Кажется, все в порядке. Почему же, однако, какой-то невпокій дышит в спину? (Б.олийнык.)

Словарь. Право - употребляется в значении вводных слов: по правде говоря, действительно, действительно, ей-богу.

 

* Прочитать спроектированы через кодоскоп (заранее записаны на доске) предложения.Объяснить, в каких случаях выделенное слово выступает вставным, в которых - членом предложения. Определить, каким именно.

 

Может, где-то издалека землетрясения нам наслали ветра и дождей? (М.Нагнибіда.) Через мгновение упасть может мир, который создавался сотни лет. (Д.павлычко.) Чего бы, казалось, расстраиваться, когда правда на твоей стороне? (Н.стельмах.) Чернобыль, бузина - все казалось целым лесом. (И. Нечуй-Левицкий.)Обдуманное дело удастся наверняка. (Нар.творч.). Я не лучше других, наверное. (В.Забаштанський.)

* Диктант с комментированием.Указать вставные слова. Есть вставные слова членами предложения? Указать предложения с однородными членами.

 

И. Выгляжу лебединую стаю, может, где-то в небе прошумит. (І.Гнатюк.) А на пюпитре степных пространств открыла ноты солнечная пашня, но, к сожалению, нет скрипача. (О.Башкирова.) Что-то, видимо, в жизни не то делаю. Наверное, мешает излишняя упертость. (М.Руденко.) Говорят, познаются в жизни люди по мелочам и по поступкам. (Д.Луценко.) Я не встретил тебя вчера и сегодня, пожалуй, не встречу. Сюда прибуду уже не скоро, может, и вовсе не приду. (П.Воронько.) Простите, вернусь не скоро. (Б.Дегтярьов.)

II. Из озера того, на чудо, звонкий ручей течет игриво, он называется Днепром. (Швец.) И, кажется, огнем чудесным сияют звезды с днепровских круч. (Д.Луценко.) Конечно, здесь старый Днепр и синяя ночь были в сговоре. (М. рыльский.) На горы, долины, берега Днепра раскинула ночь покрывало. Замечательная ночь! Но красота этой ночи, наверное, никого не питает. (М.Вороний.) Днепр не засохнет, пока есть ручьи, а будет он, то и нам, нивроку! (М.Саміленко.) И я не жалуюсь, что на белый свет я родился, как говорят, без рубашки. (Д.павлычко.) Действительно, солнца здесь нет, то и не припіка. (В.самойленко.)

 

Х. Анализ материала с целью обобщения изученного.

*Обработка таблицы.

 

Интонация и знаки препинания в предложениях

с прямой речью

Дртонація

 

Пунктуация

Прямая речь произносится как розповідне, вопросительное, побудительное или окличне предложения.

Слова автора произносятся только

с розповідною интонацией.

А: «П!(?)”.

«П», - а.

«П?» - а. «П!» - а.

«П, - а. - П».

«П, - а, - п».

 

ХИ. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

 

*Прочитать спроектированы через кодоскоп (заранее записаны на доске) предложение правильно их інтонуючи. Объяснить употребление разделительных знаков.

 

И. Ворон шепчет воронятку: “Мой беленький!” Слон говорит слоненятку: “Мой маленький!” Заяц говорит зайченяті: “Мой хвостатый!” Гусь говорит гусеняті: “Мой крылатый!” Лев говорит львенку: “Мой ласковый!” Лис говорит лисеняті: “Мой раб!” (М.Сингаївський.) Повесил серый паучок между двух гіллячок гамачок и мушек зазывает: “Садитесь, погойдаю!” (Л.Біленька.) Ворон ворону хрипло каркает, вплоть спосоння здригне сова: “Дятел в удода был машинисткой, изо дня чеканил слова”. (В.Юхимович.) Цыплят Наседка высидела в сите. Теперь оно оповещает всех: “Кур бы вовсе не было на свете, когда бы я не родило их!” (В.Симоненко.) “Пить пойдем!” - перепелица підпадьомкує в пшенице. (Е.гуцало.)

II. Ветви листвой шелестят: “Солнце совете мы вітать!” (М.Демидов.) Даст вволю нам меда старичок, скажет: “Жалейте, дети, пчелок! Носят они нам хороший медок”. (В.Бурбела.) Дедушка тайну поведал мне, что лето любэ зимует в сосне. (В.Струтинський.) Поймал дядя на яблони мальчика малого. “Что ты, постреленок, делаешь?” - спросил строго. “А разве сделал я вред? - голос мальчик придержал. - Ваше яблоко упало, я на место вешал”. (Л.Куліш-Зеньков.)

* Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).Начертить схему указанного учителем предложения.

И. Осень говорит: “Я все раскрашиваю”. Весна говорит: “А я еще подумаю”. Говорил еж: “да будет так!” “Как-то и будет”, - сказала мышь в кошачьих зубах.

Попалась лиса в ловушку и говорит: “Хоть еще рано, а придется заночевать”. Дед вон дыба, поймал лягушку, а говорит: “Разве не рыба?” “Отдохни, сошко, - сказал дед Тимошка, - теперь не то время, есть трактор у нас”.

Народное творчество.

II. Забрела в рощу пила, зарычала, загудела. Дикая грушка от отчаяния сломала ветви-руки: “Ты не тронь меня, не тронь, на мне полтонны груш! А еще в моем дупле у белки вивелись малые!” Застеснялась пила: “Не во мне причина зла. Я в руках у лесоруба, вот кто в роще первая пагуба!” (А.пархоменко.) Одна семя с кленовой кроны доверчиво села мне на ладонь и говорит: “Я долго блуждала над городом, но на асфальт не решилась сесть. Умоляю, мой друг, если это не трудно, возьми и посади меня в землю, пожалуйста!” (А.Качан.) Пословицая говорит: “Больше делай, меньше говори”. (Л. боровиковский.)

XII. Подведение итогов урока.

ХІІІ. Домашнее задание.Упражнение 13 (3, 4 предложения) или письменная творческая работа (объем 5-6 предложений) на тему “Люби, уважай, оберегай наш край, что зовется Украина” с употреблением обращения и вводных слов.