Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 3

Тема: Части речи. Изучены группы орфограм.

Цель: повторить и обобщить изученное о частях речи, совершенствовать умение различать слова разных частей речи; повторить основные изученные буквенные и небуквені орфограми, совершенствовать умение определять орфограми в словах и соответствующими правилами обосновывать выбор написания; воспитывать любовь к природе родного края; развивать внимание, памятьпамять, логическое мышление.

Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; систематизация и обобщение изученного).

Оборудование: раздаточный материал, таблица “Орфограми буквенные и небуквені”.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.

 

Карточка 1

 

Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия), объяснить их употребление. В первом предложении подчеркнуть члены предложения.

 

Слушай, діброво, что лес говорит. Видимо, в лесу что-то большое сдохло, что вы к нам пришли. Жди, грибе, может, и тебя кто-то здибле. Кізонько, не бороню тебе леса, но тебя волк встретится. Знай, кобыла, где брыкаться. Видимо, не быть козе на торге, а свиньи на ярмарке. Как пришла Покрова, сиди, чумак, дома. Подождите, дети, пока на киселе шкура вырастет.

Народное творчество.

 

Карточка 2

 

Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия), объяснить их употребление. Определить, какой частью речи выражено обращение. В форме какого падежа стоит эта часть речи?

 

Терпи, казак, горе, то переплывешь море. Делай, небоже, то и Бог даст, может. Ешь, язык, и не ходи к музык. Сколько, воробью, не изощряйся, а соколом не станешь. Тебе, волк, козы пасты. Вези, кобыла, хоть тебе не мило. Ешь, коза лозу, когда сена нет. Посмотри, козле, в воду на свою красоту. Как не крутись, собака, а хвост - сзади. Бывает, и медведь летает, а теленок волка хватает. Говорили, пройдет, а оно только наступает.

Народное творчество.

Карточка 3

 

Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия), объяснить их употребление. В первом реченнї подчеркнуть члены предложения.

 

Мой друг, я красоту люблю, как родную Украину. (М.Вороний.) Журавли, вы мои журавлята, поворачивайте до моего дома! (О.Довгий.) Тебя, казалось, ждало море. (Александр Олесь.) Красота, возможно, нас таки спасет, если мы спасем красоту. (М.Руденко.) Я слышал не раз, говорили: “Время - это деньги!” Возможно, и деньги, и не в них же суть... Бывает, деньги дела нехорошие пожадливим хозяевам несут. (Д.Луценко.)

Карточка 4

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Обращение подчеркнуть.

 

Мои милые ч..рнобривці, искренние, добрые украинцы! Желаю счастья вам, любви, ч..рнобривці ч..рноброві! Доброзичл..ви, т..рплячі, за любовь и ласку благодарны. Пер..жили летнюю жару, к морозу недалеко. Вы же такие..в селе, оживленные, ч..рнобривці кучмы..ряві!

За В.Пароновою.

Карточка 5

 

Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

 

Крот кроту говорил: “Ты зря огород порыв. Лучше вырыл бы колодец, пусть плещется в ней водичка!” (І.Гущак.) “Чем бы это мне сладким закусить?”- ворчит недовольно медведь. (Н.Забіла.) “Ты у нас такой грамотный! - хвалит меня мама. - Только кто же чита книжки вверх ногами?” (О.Орач.)

II. Сообщение темы и цели урока.

 

III. Повторение ключевых вопросов раздела.

*Беседа.

· Раздел науки о языке изучает части речи?

· Сколько частей речи есть в русском языке?

· Какие из них являются самостоятельными (повнозначними)?

· Какие части речи являются служебными? Назвать их служебные функции.

· Раздел науки о языке изучает правильное написание слов?

· Как дословно переводится греческое слово орфография?

· Определить орфограми в словах осенний, мята, переливается. Что такое орфограма?

· Что такое орфографічне правило?

ИV. Выполнение упражнений на повторение.

* Работа у доски. Записать предложения, определить в каждом части речи. Назвать части речи самостоятельные и служебные. В чем заключается разница между ними? Объяснить написание выделенных слов.

И. Время краску на деревья насылает. Щедрая осень лучше самой зеленой весны. Как вересніє, то дождик сеет. В сентябре одна ягода, и та - рябина. Осенней поры семь погод на дворе. Что за осень, если гусь уже на лед вышел?

Народное творчество.

II. Захватило лето сентябрь в плен. (И.драч.) А солнце сентябрьское хрустальное. (Е.гуцало.) В степь неслышной походкой медуницу сентябрь принес. (О.Довгий.) Прилетели три синицы, упали, сели у пшеницы.(А.пархоменко.) Хризантема тайну знает и под осень зацветает, чтобы ее красотой мы любовались до зимы. (А.Костецький.)

III. В вагоне метро тишина, только рельсы жужжат об колеса. (В. сосюра.) Шофер за быстрых тридцать лет проехал триста тысяч верст. (П.Воронько.) Мне бы сто рук, чтобы мир освободит от мучений! (А. малышко.) И кто бы там что кому говорил, а сгинет зло и правда победит! (Л.Костенко.)

 

* Диктант с комментированием. В каждом из предложений определить части речи самостоятельные и служебные. В выделенных словах определить орфограми. В каких еще словах диктанта есть эти же орфограми? Что такое орфограма?

Три гениальные скрипачи сидели на одном стебле. И от веса стебель сломалось, и разлетелись шмели. (Д.павлычко.) И снова шмель розмружить цветок, а лето будет играть в лото. (Л.Костенко.) Джмелями самолеты себе гудят. И шмель к ним гудит себе спросонья. (И.драч.)

V. Анализ материала с целью обобщения изученного.

* Работа с учебником. Выполнение упражнения 23 (II).

*Обработка таблицы.

Орфограми буквенные

Орфограми небуквені

Выбор написания слова (определенной буквы) из ряда возможных вариантов при условии одинакового произношения.

 

Написание слов вместе, отдельно, через дефис, апостроф, перенос слов, сокращения слов.

Например: черговий (орфограма: буквы е-и, что обозначают безударные гласные в корнях слов);

боротьба (орфограма: буквы, обозначающие звуки, которые уподобляют ся); сспрашивать (орфограма:буквы з-с в префиксах с-(с-).

Например: нехтувати (орфограма: не с глаголами); сузіря(орфо грамма: апостроф);сине-желтый, водограй, пол-Украины(орфограма: написание вместе, через дефис сложных слов); проф., доц. (орфо грамма:сокращение слов).

VИ. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

* Работа у доски.Записать предложения, подчеркнуть в каждом члены предложения. Свыяснить, какой частью речи выражен каждый член предложения. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? Какой раздел изучает части речи?

 

Язык до Киева доведет, но там его придется прикусить. Не все клепают молотком, некоторые и языком. Два лжецы одной правды не скажут. Взял близко к сердцу.

Народное творчество.

* Работа с учебником.Выполнение упражнения 24 (II), 27, 28.

* Словарный диктант. Определить орфограми, указать среди них буквенные и небуквені. Какой частью речи является каждое из слов?

Берег, березовый, лодка, румянец, Вячеслав, Святослав, созвездие, без'язикий, під'яр'я, осенний, безграничность, разъяснения, лазурь, меньший, учительчин, Маринке, радуге, премудрый, пригородный.

* Прочитать заранее записаны на доске (спроектированы через кодоскоп) предложения. Определить орфограми в выделенных словах.

Глаза завистника насытит лишь пригоршня песка. И с костлявой рыбки вкусная уха. Сладкая пища кленивого не приходит. Скупые никогда не сторгуются. Скряга - то богатый нищий. Ночью не ел, то весь день кается. Языком из одной мухи сошьет два кожухи. Языком кружева плетет, а умом и узла не завяже. Там публика - семь душ на півбублика.Странный бублик: кругом обешь, а внутри нет ничего.Таракан и петух одной дорогой не ходят.

Народное творчество.

* Диктант с комментированием.Определить, какими частями речи являются выделенные слова. Определить в этих словах орфограми. Которые орфограми являются буквенными, - небуквеними? В указанном учителем предложении определить самостоятельные и служебные части речи.

И. Там песть меды радуга прехорошая. (А. малышко.) То колос налился, распелось колосья. (А.пархоменко.) Колоссячко гордится, на солнце наливается. (Л.Забашта.) Уже кипит осенний бокал багрянокленових лесов. (П.Воронько.) Стоят грабы прозрачно-желтые в лучах ясно-золотом.(М. рыльский.) Над ковром увядших левад кружило листья, словно жар-птицы перья. Край дома тлелосенний тихий сад костром золотого сумерки. (Д.Луценко.) А в небе, смотри, к солнцу щек огненних приклеїлась облачка борода. (І.Доценко.) Багряно-желтый лист куда-то по ветру несется. И в безвестностьпадают и падают минуты. (В. сосюра.) Я вижу зелень трав сквозь золотую усталость багрянородної прощальной красоты. (В. сосюра.)

II. Прощаются с летом леса, верховям гудят, гудят. А лето их слуха басы и зовет: “Приду,приду!” Березы в осенних сутанах несут на гіллях светильники. Как будто с картин Левитана появились краски глазу. Кланяюсь каждом лесу с любовью и преданностью сына. В твоем древнем разку я тоже - маленькаябусина. День росу на травах выпил, бросил луч на лету. Шелестят пахучие липы в желто-беломцвету. А прозрачные ветры пшеницы буйногриві колышут. Вется ген между берегами река сизо-голубая. За борами, за лугами переплескують хлеба.

Из произведений Д.Луценка.

 

* Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Выделить в словах орфограми.

 

Рождаєт..ся м..ладья осин..я и мягко на пл..че кладет кр..ло. (Б.олийнык.) Сипл..т..ся, ос..па..т..ся листья, горблят..ся б..резы, плачет и посміха..т..ся сквозь сл..озы осень. (Н.стельмах.) Есть счастье в каждой боро..ьбі, когда м..и бл..зька, понятное. (П.Воронько.)

VИ. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание.Упражнение 30.