Урок № 1
Тема: Вступление. Язык - казна духовности народа.
Цель: объяснить духотворчу роль языка, его значение в формировании и совершенствовании духовной сущности каждого говорящего; воспитывать патриотические чувства, чувство национального достоинства, уважение к родному языку; развивать логическое и образное мышление, внимание, память, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Ход урока
И. Подготовка к восприятию нового материала.
* Работа у доски.Записать предложения, объяснить лексическое значение выделенных слов. Определить в словах орфограми, объяснить написание слов.
Родная речь... Она прекрасная, мелодичный, благозвучный. Недаром ее называют солов’їною. Словно песня, она льется живительным ручейком, вдохновляет, обогащает, облагораживает. Большим и щедрым должен быть народ, который обладает таким бесценным богатством, такой неисчерпаемой сокровищницей духовности икультуры.
За М.Красуцьким.
Словарь. Духовность - направленность свідогляду, в основу которого положен отстраненность от всего материального, приземленно-практического; специфически человеческое качество, недостижима как для животного, так и для машины. Пронизывает все формы человеческого сознания: моральную, политическую, религиозную, художественную и т.д. В христианстве Д. эт’связана с внутренней чистотой, скромностью, порядочностью. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать для человеческого прогресса, передавать из поколения в поколение.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
* Объяснение учителя.
Еще в древности люди поняли, что язык является не только средством общения, она очеловечивает, шлифует человеческую душу, формирует мировоззрение, делает человека существом духовным. Именно с помощью слова в человеческие души можно вложить знания и чувства, что навернуть к добру и справедливости, виплекають лучшие черты. Поэтому-то Тарас Шевченко именно на язык возлагал миссию спасителя нации, защитника своих соотечественников:
Я на сторожі коло їх
Поставлю Слово!
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
* Работа у доски по раздаточным материалом(двое учащихся).
Карточка 1
Выразительно прочитать отрывок из стихотворения. Объяснить выражение “язык - казна духовности народа”. Истолковать значение слова духовность. Какое слово в выделенном словосочетании употреблено в переносном значении? Раскрыть это значение.
Ой издевались с моего слова,
В родной бросали камни,
А оно живуче, снова
Одягалося в лучи.
И огнисте слово несется,
Пробива мертвых грудь
И добро для всех единое -
Свободу и правду - сеет повсюду.
М.старицкий. |
Карточка 2
Выразительно прочитать отрывок из стихотворения. Почему автор называет язык “душа громкая”? Как следует относиться к родному языку? К государственному языку страны, в которой живешь?
Какая в ней сила и зовет, и сияет,
В ней мелодия несется
В минуты вдохновения!
О мово моя,
Душа громкая Украины!
Это - матери язык. Я твои звуки
Люблю, словно глаза ребенка...
О мово украинская!.. Кто любит ее,
Тот любит мою Украину.
В.сосюра. |
* Предупредительный диктант.
И. А язык - это душа народа, народ без языка - не народ. (В. сосюра.) В языке - воля героев, проявление свободного духа, духа нации проявление, сила свободного движения. (Д.Білоус.) Как плоть моя замешана на слове, так мой дух - на украинском языке. (Т.Майданович.) В лучах языка растет душа, и сердце с сердцем радостно говорит. (В.Кучерук.) Родная речь, без тебя никто я, как оторванный ветром листок. (П.перебийнос.) Праздник родного языка наступит тогда, когда ею освятится каждый наш будний день. (Р.Доценко.) Когда в огонь живого языка чутье святого предоставишь, ты станешь рыцарем красоты, и освобождения, и любви. (М.Вороний.)
II. Каждое слово человеческую историю прекрасно, как чистая капля, відбива. (М. рыльский.) Каждое слово славное, славное вплоть до подвига. (И.драч.) Облетали моды и стиле, как под сиверком мякина. Набиралось на силе триста с лишним родное слово, что султанов попелило и посмеивалось чорноброво. (Б.олийнык.) Жить будет наша речь, денница Кобзаря, звезда Лесина и Франко, Рыльского ясная заря! (Д.павлычко.) Нас зовет Украина-мать извечную силу дарить, свой дух передавать словам. (Д.Білоус.) Не сгинут думы возрастные, ни наша речь хрустальная... (Д.павлычко.) Твоя дорога - твоя отчизна, она безгранична, конца не будет. Твоя тропинка - то речь и песня, что их до тебя донесли люди. (О.Довгий.) Как же просто и свободно без границ мнении, родном искреннему слову, окрыляют душу и язык! (П.Воронько.) Слово доброе, нежное и крутеє, и глубинное, словно течение реки, принесут новейшие Прометее. (А. малышко.)
Словарь. Сиверко - северный ветер. Мякина - отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.
* Диктант с комментированием.
И. Мово, родная мамочка, за руку меня ведешь! (М.Самійленко.) Когда забудешь родной язык, забудешь душу ты свою. (В. сосюра.) Не ломай в луге калиновую ветвь, сиротой станешь, как забудешь язык. (Л.Диркавець.) Я землякам своим говорю: “Братцы!”, углубляюсь в историю родов. Ни мы не смеялись языка, а не запрещали и подавно. (Д.Білоус.)
II. Нашу культуру, нашу духовность разрушали. Нас пытались покорить, уничтожить, ополячить, отуречити, отатарити, онемечить, русифицировать. И наша речь, наша духовность пробивались сквозь запреты и преследования, хрупкими ростками прорастали на камне и металле.
Сейчас мы встали с колен, почувствовали себя людьми. Мы - украинский народ со славной многовековой историей, со своим языком. У нас есть свое Государство и государственность. Мы гордимся, что мы - украинцы.
За М.Красуцьким.
III. Следствием бездуховности душевная слабость. Только лишена духовности человек постоянно кому-то “доказывает”, что мы - не заблудле в африканских дебрях племя’я, а народ. “Небольшой” такой народец, всего семьдесят миллионов на Земле. Постоянно кого-то “убеждает”, что Украина - не вавилонское столпотворение, а большое государство, а украинцы - не “маленькие” русские, то есть малороссы, а великий народ. Воля и Независимость зависит именно от духовности, силы Духа. А сила Духа - от чистоты души.
Из журнала.
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.Упражнения 1, 2 (устно).