ВСТУПЛЕНИЕ
Урок № 1
РЕЧИ КАК ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИКА И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА И СТИЛИСТИКА РЕЧИ, ИХ ОТЛИЧИЕ
Цель: научить учащихся различать понятия «культура речи» и «стилистика», сроки «стилистика языка и стилистика речи»; развивать умение определять стили речи и выделять средства создания эмоционально-экспрессивной выразительности; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к культурным ценностям родного народа.
Внутрішньонредметні связи:
Синтаксис: текст.
Орфоэпия: чтение поэтического произведения с соблюдением орфоэпических норм.
Межпредметные связи:
Литература: выразительное чтение поэтического текста.
Культурология: понятие «культура».
Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой компетенции).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний и мотивационных резервов учащихся
Проблемная беседа за вопросами
1. Что вам известно о стилистике с предыдущих классов?
2. Какие стили речи вы знаете?
3. 3 какой целью используют различные стили речи?
4. Привести примеры использования каждого стиля речи.
Работа с текстовым материалом
► Внимательно прослушать тексты. Определить, к каким стилям они принадлежат. Доказать свое мнение, приводя стилевые черты.
Текст 1
Человек создал культуру, а культура человека. Человек реализуется в культуре мысли, культуре труда и культуре речи. Культура это не только все то, что создано руками и умом человека, но и выработанный веками способ общественного поведения, что выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении друг к другу, к труду, к языку. Принадлежа к определенному социуму, индивидуум со своим появлением на свет органично входит в произведенную его соотечественниками культуру, становится ее пользователем и носителем. Чем крепче связи человека с культурой народа, тем большего можно ожидать от нее как от гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
Общество всегда заботится о том, чтобы его члены пользовались языком не только спонтанно, не только как данным от природы даром, а сознательно, как орудием активного раскрытия своей личности. Языковой опыт индивидуума неотделим от опоры на литературный язык как аккумулятор человеческих знаний.
Сегодня культура и язык оказались объединенными в области духовных ценностей каждого человека и всего общества. Пожалуй, никто не будет отрицать, что в низкой культуре речи обнаруживаются отчетливые признаки бездуховности...
Языковая неграмотность, неумение написать элементарный текст, перевести его с украинского языка на русский и, наоборот, почему-то перестали восприниматься как пятна на служебном мундире.
Языковая культура - это надежная опора в выражении независимости, мнения развитости человеческих чувств, в воспитании деятельного, настоящего патриотизма. Культура речи предполагает выработку этических норм межнационального общения, которые характеризуют общую культуру нашего современника (По В. Русановским).
Текст 2
Культура речи - это система требований, регламентаций относительно употребления языка в речевой деятельности (устной и письменной).
Надлежащая культура речи - это свидетельство развитого интеллекта и высокой общей культуры личности. Одной из задач культуры речи является преодоление языковых стереотипов»: стереотипы речи - это стереотипы мышления.
Только за высокую культуру речи проявляются неисчерпаемые потенции языка, гармония ее функций.
Культура речи имеет большое национальное и социальное значение: она обеспечивает высокий уровень речевого общения, эффективное осуществление всех функций языка, облагораживает отношения между людьми, способствует повышению общей культуры личности и общества в целом. Через культуру речи происходит культивирование самой речи, ее совершенствование (По В. Иванишиным и Я. Радевичем-Винницким).
1. Подобрать заголовки к каждому тексту.
2. Высказать свои мысли о значении культуры речи.
3. Как вы повышаете собственную культуру речи?
Проработка достопримечательности
► Рассмотреть памятку «Пути повышения личной культуры речи». Ответить на вопросы:
1. Наиболее эффективны, по вашему мнению, пути повышения культуры речи?
2. Какие методы повышения собственной культуры речи вы используете, а о которых узнали впервые?
3. Как вы понимаете выражение «навыки речевого самоконтроля и самоанализа»?
Памятка «Пути повышения личной культуры речи»
1. Вырабатывать устойчивые навыки речевого самоконтроля и самоанализа.
2. Не говорить торопливо, без пауз, «глотая» слова.
3. Чаще «заглядывать в словарь» (М. Рыльский), правописание, пособия по стилистике и т.д., изучать речи мастеров слова.
4. Читать вслух (особенно прозаические тексты), с соблюдением всех аспектов нормативности.
5. Заучивать наизусть художественные произведения, причем не только стихотворные.
6. Овладевать жанрами, видами письменной речи, в частности деловой речи.
7. Приучить себя к систематическому записи собственных мыслей и наблюдений, дневниковых записей, семейной хроники и т.д.
8. Выработать привычку чтения с «карандашом в руках» -ни один интересный и стоимостное выражение не должен быть потерян.
IV. Восприятие и осознание учащимися нового материала
Учебная лекция
Вещание является совокупностью речевых действий, каждое из которых имеет цель, которая вытекает из общей цели общения. В речи реализуются все языковые средства и выразительные возможности. В то же время язык обогащается за вещание. Стилистика изучает язык и речь, а именно занимается отбором выразительных языковых средств для их функционирования в речи. Одним из критериев, целесообразного отбора является правильность, соблюдение языковых норм. Где вопрос относится к культуре речи. Итак, стилистика тесно связана с культурой речи, и общее в этих науках - исследование правильности и нормативности речи.
Стилистика как наука рассматривает выразительные языковые средства и стили речи. В зависимости от предмета исследования выделяют стилистику языка и стилистику речи.
1. Стилистика языка изучает стилистические ресурсы всех языковых уровней: лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса. Стилистика языка включает понятие синонимии (лексической, морфемної, грамматической, морфологической и синтаксической). Эмоционально-экспрессивный окрас языковых явлений - тоже неотъемлемый компонент стилистики, неотделим от явления синонимии, поскольку эмоционально-экспрессивные элементы характерные для отдельных синонимических вариантов как средства выражения их стилистической функции. Например, существительное губы - стилистически-нейтральное слово. Зато его синоним уста имеет оттенок торжественности и употребляется в основном в художественном стиле.
2. Стилистика речи охватывает функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный). Основные характеристики любого стиля:
а) функция высказывания (общения, сообщения);
б) задачи речи, речевую ситуацию, тему и форму высказывания;
в) стилевые черты (образность - отсутствие образности, эмоциональность - нулевая эмоциональность);
г) языковые средства (фонетические, лексические, словотвірні, морфологические, синтаксические) (По М. И. Пентилюк).
Проблемная беседа за вопросами
1. Какие особенности речи изучает стилистика, культура речи?
2. Чем отличается стилистика языка от стилистики речи? А что в них общего?
3. Как эмоционально-экспрессивное окраски языковых явлений соотносится с понятием синонимии?
4. Как вы считаете, каким образом отсутствие образности и нулевая эмоциональность могут охарактеризовать функциональный стиль?
V. Осознание полученных знаний в процессе практической работы, совершенствование стилистических умений
Исследования-анализ
► Прочитать текст. К какому стилю он относится? Как влияют на стиль текста выделенные слова? Подобрать к выделенным словам нейтральные синонимы и записать их (летопись-хроника; умилять-волновать, трогать; святые-святые; чувства-чувства; живописные-хорошие, красивые; воинственный-храбрый; предсказание-предвидение).
► 3 какого произведения взят этот отрывок? («Евшан-зелье» М. Вороного)
В древних летописях наших
Есть одно повествование,
Что трогает сердце
Самые святые чувства.
Не блещет красотой оно
Слов громких и живописных.
Не вихвалює героев
И их поступков воинственных.
Нет, про другое что-то говорит
То старый рассказ.
Между строками слов таится
В этом какое-то предсказание.
И оно питает надежду.
Определенную веру в идеалы
Тем, которые уже край свой родной
Зацурали, забросили...
(М. Вороной)
► Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их значение. Какие требования к культуре речи заложены в этих пословицах и поговорках? С помощью каких средств у них достигается эмоциональная выразительность?
1. Родной язык - не мякина: ее по ветру не розвієш. 2. Рана от меча заживает, а от злого слова - никогда. 3. Впік меня тем словом, не надо и огня. 4. Острое словечко колет сердечко. 5. На ласковое слово не кидайся, а за грубое не гневайся. 6. И у него на осыке кислицы, а на вербе груши растут. 7. Человек имеет два уха, чтобы много слушал, и один язык, чтобы меньше говорил. 8. Язык до Киева доведет, а в Киеве уклонится. 9. Глупый язык впереди ума бежит. 10. Дурной язык голове не приятель.
Конструктивное задание
► Прочитать текст. Определить, к какому стилю он принадлежит. Выписать эмоционально окрашенные слова.
МАМИНЫ СКАЗКИ
Я любил долгие зимние вечера. За окном завывала метель, мороз строил удивительные узоры на стеклах, а в доме было уютно и тепло.
Мы с сестрой вылезали на печь, ложились брюшками на черинь, подпирая ладонями личика. А мать сидела, свесив ноги вниз, и тихим, задумчивым голосом повествовала сказки.
И я переживал за Ивана бесталанного, которого все обижали, считали дурачком. И очень радовался, что он оказался не глупым, и не бесталанным, а выходил победителем из больших испытаний. Я восхищался маленьким Котигорошком, который освобождал народ родной с лютой зміячої неволе. И счастливо смеялся, когда сказка неизменно приводила к радостной развязки.
Ой, какой же мудрый и человечный наш народ! Он знает в сердце своем, что никогда не могут победить зло и ненависть, что всегда в конце битвы жизненной побеждает правда и любовь, как бы глубоко она не была спрятана слугами мрака в тюрьме, как бы крепко не ковали ее в железные оковы!
Те волшебные сказочные идеи незримо легли в мое детское сердце, день за днем формируя сознание. И за тс человечное, светлое, что моим друзьям приходится к сердцу при встрече со мной, большое спасибо тебе, Мать (По А. Бердник).
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Составить высказывания в публицистическом стиле на тему «Молодежь и культура речи», расширив тезис Олеся Гончара: «Устранить деформацию языка, очистить ее от искажений, вернуть нашему языку настоящую народную красоту - это дело чести всех нас, и старших, и младших, это естественный долг перед независимой, свободной Украиной».