Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 1

Тема. Вступление. Русский язык — язык русского народа. Общность русского языка с украинским. Значение русского языка в жизни украинского народа

 

Цель: уточнить представления учащихся о русском языке как средстве общения людей; формировать понятие о родственных языках; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, желание его изучать.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звонкий прозвенел звонок.

Всех позвал он на урок.

 

II. Вступительное слово учителя

— Быстро пролетело весёлое тёплое лето. Вы вернулись в родную школу со свежими воспоминаниями об этой чудной поре. Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками. (Рассказы учащихся о том, как они провели летние каникулы.)

— Какой праздник все отмечают 1 сентября?

— 1 сентября учащиеся, студенты садятся за парты, чтобы продолжить увлекательное путешествие в волшебную страну Знаний.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение русского языка.

— Как называется наша страна?

— Какой язык является в нашей стране государственным?

— На каком языке вы общаетесь в семье, с друзьями, одноклассниками?

— Какие языки изучаете в школе?

— Нужно ли знать несколько языков?

— Для чего?

— Чем больше языков вы будете знать, тем легче вам будет общаться с людьми в разных уголках планеты. В настоящее время в мире насчитывается около 6 тыс. языков. В связи с развитием коммуникаций в мире каждую неделю исчезает один язык.

2/3 населения земного шара общаются на 40 языках. Самые распространённые языки в мире: китайский, испанский, хинди, английский, русский, португальский, арабский.

Когда Кирилл и Мефодий создавали славянскую азбуку, при их путешествии не нужен был переводчик.

От Балтики до Средиземноморья, от Лтавы до Днепра все славяне говорили на одном праславянском языке.

Русский и украинский — очень близкие родственные языки.

 

III. Закрепление и осмысление нового материала

1. Минутка каллиграфии

Первое сентября — День знаний.

2. Прочитайте слова. Можно ли сказать, на каком языке они записаны?

— Поставьте ударение в словах. Какие слова различаются ударением?

3. Отгадайте загадку

• Лежит на полке и молчит.

Возьми открой — заговорит,

Расскажет вам про всё на свете.

Дружите крепко с нею, дети! (Книга)

Знакомство с учебником

— Запишите отгадку. Поделите слово на слоги. Поставьте ударение. Назовите звуки в слове.

— Запишите последнее предложение из текста загадки.

4. Работа в группах

— Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

• Без наук, как без рук.

• Учить — ум точить.

• Ученье — свет, неученье — тьма.

5. Давайте поиграем. «Накорми животное»

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Вначале учитель помогает учащимся вспомнить, какое животное чем питается. Затем предлагает назвать только двусложные слова, обозначающие пищу, и сказать, какому животному можно предложить это угощение. Аналогично проводится работа с трёхсложными словами. Учащиеся предлагают: сено, овёс, мясо, морковь, молоко, капусту. Учащиеся вместе с учителем анализируют слоговый состав слов.

6. Письмо по памяти

Коллективное заучивание четверостишия. Запись по памяти. Работа в парах. Взаимопроверка

Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

Л. Татьяничева

7. Игра «переводчики»

Яскраво світить сонце. Дме теплий вітерець. Діти весело хлюпочуться в річці. На березі Кирило грається з Мухтаром. Собака шукає палку.

Учащиеся записывают перевод текста в тетради.

— Тяжело ли было переводить? Почему? (Русский и украинский языки — близкие, родственные.)

 

IV. Итог урока

Беседа

— Понравилось ли вам на уроке?

— Чему вы сегодня научились?

— Что больше всего запомнилось?

 

V. Домашнее задание