УРОК № 1
Тема. Добро пожаловать в мир русского языка
Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое сходство и различие русского и украинского языков, близость культур русского и украинского народов.
Оборудование: учебник, учебные тексты, высказывания писателей о русском языке, пословицы о языке.
ХОД УРОКА
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Объявление темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о русском языке как о национальном языке русского народа. Украина и Россия — страны с богатой культурой и общими корнями. Поэтому в украинском и русском языках есть немало общего, но существуют и различия. Сегодня мы попытаемся провести наблюдение относительно сходства и различия двух языков.
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Работа с учебником.
(Учебник, с. 8—9.)
1) Чтение текста учителем.
2) Вопросы и задания ученикам.
— О каких особенностях русского языка вы узнали?
— Сколько значений имеет слово «мир» в русском языке? Назовите эти значения.
— Прочитайте из текста высказывания Николая Рериха. О какой особенности слова «мир» говорил художник?
— Что объединяет украинцев и русских, населяющих Украину и Россию?
— На примере слова «мир» покажите сходство и различие русского и украинского языков.
— На примерах слов «люди», «хлеб», «вода», «земля» покажите сходство и различие русского и украинского языков.
2. Подготовка к слушанию текста.
(Вопросы записаны на доске.)
— Как вы понимаете, что такое нация? Каково происхождение этого слова?
— Что такое национальный язык?
— Какой язык называют национальным языком русского народа?
(Учитель читает вопросы и дает задание учащимся найти ответы при слушании текста.)
3. Чтение текста учителем.
Когда-то очень давно люди, поселившиеся на одной территории, жили племенем, совместно трудились, сеяли хлеб, пасли скот или ходили на охоту. Люди совместно не только работали, но и отмечали праздники. При этом складывались их обычаи, традиции. Люди хорошо понимали друг друга, так как в их жизни было много общих дел. Важным объединяющим началом был язык, на котором они говорили.
Рядом жили другие племена. Их обычаи, традиции, язык были сходны, так как племена торговали друг с другом, совместно отражали нападения врагов.
В XV—XVIII веках племена в Европе стали объединяться в национальные государства. Язык людей в национальном государстве стал называться национальным языком. Национальным языком Русского государства стал русский язык.
Слово «национальный» происходит от слова «нация», а слово «нация» латинского происхождения, его значение в латинском языке — «племя».
4. Беседа.
(См. п. 1.)
5. Словарная работа.
Краткая запись в тетради понятий «нация» и «национальный язык».
6. развитие коммуникативных и некоммуникативных навыков.
— Запишите пословицы о языке.
— Какие свойства языка отметил народ в этих пословицах?
Слово — не стрела, а пуще стрелы ранит. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. Сперва подумай, а потом говори. Язык до Киева доведет.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Чтение учащимися текста.
(Учебник, с. 10, упр. 2.)
2. Беседа.
— О каких географических связях Украины и России вы узнали из прочитанного текста?
— Найдите на карте (см. с. 10) столицу России. Назовите ее.
— Пользуясь картой, назовите крупные промышленные, научные, культурные центры России.
— Расскажите о климатических особенностях России.
— О каких культурных связях Украины и России вы узнали, прочитав текст?
3. Тренировочные упражнения.
Упр. 3, 4 на с. 11.
4. Развитие коммуникативных навыков.
(На доске записаны высказывания о языке.)
Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. Лихачев) Относись к родному языку бережно и любовно. (В. Луговской) Человек, равнодушный к родному языку — дикарь, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)
Вопросы и задания.
— Каково значение языка для каждого человека?
— В чем заключается значение родного языка для человека?
— Запишите в тетрадь понравившееся вам высказывание.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить наизусть стихотворение С. Абдуллы (учебник, с. 11).
2. Выполнить упр. 7.