МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
УРОК 2 Что такое окружающий мир?
Тема. Что такое окружающий мир?
Цель: ознакомить учащихся с понятием «окружающий мир»; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к познанию природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Что изучает природоведение?
- Что такое природа? Приведите примеры.
- Расскажите, почему вы любите природу.
- Сегодня вы узнаете, что мир, в котором вы живете, называется окружающим миром.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Игра «Я начну, а ты закончи»
Сегодня по дороге в школу я видел...
• Возле школы растет...
• Нашу землю днем освещает...
Ночью я видела на небе...
• Мы пьем...
• Рыбы живут в...
• Мы дышим...
На доске появляются рисунки: человек, собака, кошка, птичка, дерево, куст, солнце, луну, звезды, облака.
- Как назвать одним словом все, о чем вы говорили?
- Где мы это встречаем? Вокруг нас. Взрослые называют это словом окружающей среды, окружающий мир, ибо он вокруг нас, мы в нем живем.
2. Работа по схеме
- Рассмотрите схему. Расскажите, что нас окружает?
- Итак, нас окружает мир природы (солнце, вода, почва, растения, животные), который не создан руками человека, и изделия (дома, одежда, машины), которые сделаны человеком (схема на доске).
3. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по учебнику (с. 8-9)
- Рассмотрите фотографии на с. 8 вверху.
- Что изображено на фотографиях?
- Какие названия можно им дать? (Село. Город.)
- Где вы живете - в городе или в деревне?
- Кто живет вместе с вами?
- Что вас окружает?
Работа в парах
- Рассмотрите фотографии на с. 8 внизу.
- Что изображено на фотографиях?
- Какой предмет лишний на первой фотографии? Почему? (Комнатный цветок, она не создана человеком.)
- Назовите предметы, которые есть в ваших помещениях.
Работа в группах
- Посоревнуйтесь!
Кто назовет больше предметов, созданных человеком?
- Рассмотрите фотографии на с. 9 вверху.
- Какие из изображенных предметов человек создает своими руками, а какие - нет? Вывод. Все, что нас окружает, - это окружающий мир. В нем природа объединяется с предметами, созданными человеком.
- Рассмотрите фотографию на с. 9 внизу.
- Что на ней изображено?
- Бывали ли вы в таких уголках природы?
- Что вам запомнилось? Расскажите.
Задачи для друга природы
- Расскажите о мире, в котором вы живете, или нарисуйте его.
2. Игра «Внимательный ряд»
Учитель поочередно демонстрирует предметные картинки с изображением солнца, березы, гриба, луны, реки, карандаша, девочки, машинки, дома и т.д. Ученики хлопают в ладоши, если то, что показывает учитель, создано руками человека.
3. Игра-соревнование между мальчиками и девочками
Просмотр мультфильма «Про обезьянок»
- Назовите как можно больше предметов природы (парни) и вещей, созданных человеком (девушки).
V. Итог урока
- Что такое окружающий мир?
- Что он объединяет? (В нем природа объединяется с предметами, созданными человеком.)
- Приведите примеры предметов природы.
- Приведите примеры предметов, которые человек создает собственноручно.