ВСТУПЛЕНИЕ
Урок 1
Тема. Для чего мы изучаем естествознание
Цель: дать учащимся представление о естествознание как предмет; учить рассказывать, что изучает естествознание, ставить вопрос о природе; развивать умение работать в парах, вести простые диалоги; воспитывать интерес к изучению природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, на котором мы узнаем много интересного и удивительного!
Мы начинаем изучать новый учебный предмет - естествознание. Попробуем вместе прочитать название нашего предмета по слогам. (Дети читают с доски: «При-ро-до-знал-ство».)
- Как вы считаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? (Ответы детей.)
- На наших уроках вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и трудолюбивыми. Кто готов начать работать? Сядьте красиво. Молодцы!
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы
- Мы начинаем изучать природоведение.
Что для вас означает это слово? С каких слов оно образуется? (Образуется из двух слов: «природа» и «знать»; означает «изучать природу».)
- Итак, естествознание - это совокупность определенных знаний о природе.
Знания о природе люди накапливали с давних времен и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить. Звездное небо помогало им найти дорогу в другие края и вернуться домой. Знания о полезных ископаемых были нужны для строительства, изготовления посуды и оружия, добыча соли и т.д. Возможность питаться давали знания о почвы, растения и животных. Знания о воду и ветер помогли людям вести хозяйство (ветряки, мельницы), путешествовать (парусники) и др.
- Нужны знания о природе человеку сегодня? (Да, нужны.)
- Какие именно знания? (Знания о почвы, растений, животных, полезные ископаемые, вещества и т.п.)
- Да, действительно, сегодня, человеку как никогда нужны знания о:
• почвы и растения - для получения высокого урожая пшеницы, сахарной свеклы, картофеля;
• домашних животных - для выведения новых пород, которые дают много молока, мяса, шерсти;
• природу - для использования силы воды и ветра, атомной энергии и энергии Солнца на электростанциях;
• полезные ископаемые: уголь, нефть, газ, железную руду, золото - для использования их в промышленности.
- Для чего человеку нужны знания о природе? (Знания о природе значительно облегчают жизнь человеку.)
2. Работа с рисунками о природе
На доске - рисунки с изображением уголков природы. Учитель читает стихотворение.
Оглянись вокруг, дружок!
Видишь реку, поле и лужок,
Птичьи стаи, вертолет,
Что отправился в полет.
Ветерок ласкает цветы,
Играют вокруг дети.
- Рассмотрите рисунки, выгляните в окно, оглянитесь. Что такое природа? Что и кто является частью природы? (Природа - это то, что вокруг нас. Это - разные существа и предметы, животные, небо, облака, деревья, дома, люди.)
- Хорошо, дети! Молодцы! И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за природой, изучать, исследовать, и слушать ее, быть любознательными!
Мир, что вокруг нас, красивый и загадочный. Чтобы много узнать о природе, нужно уметь задавать вопросы.
- Что бы вы хотели узнать о природе? (Ответы детей.) Учитель выслушивает вопросы учеников, обращает внимание на наиболее интересные и удачно составлены.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Ознакомление со словами-помощниками
- Дети, посмотрите на доску! Я принесла для вас цветок. Учитель достает ромашку со словами-помощниками.
- Как называется этот цветок? (Ромашка)
- Что необычного вы заметили в этом цветке? (На каждом лепестке написано слово.)
- Эти слова-помощники помогут вам задавать вопросы.
2. Работа в парах
- На партах у вас много интересных предметов. (У каждого ученика на парте лежит определенный предмет: шишки, овощи, фрукты, игрушки - птицы, животные.)
- Рассмотрите предметы и поставьте друг другу вопросы. В этом вам помогут слова-помощники.
- Кто попробует поставить вопрос мне? (Ученики задают вопросы учителю.)
V. Итог урока
- Что изучает предмет естествознание?
- Для чего человеку нужны знания о природе?
- какие слова вам помогли правильно составлять вопросы? (Ученики называют слова-помощники.)
- Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы много узнать об окружающей среде)