МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Урок 2
Тема. Что нужно знать о природе
Цель: рассказать учащимся, что природа загадочная и странная, что ее следует изучать; развивать умение ставить вопросы о природе; воспитывать интерес к познанию природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Что изучает предмет естествознание?
- Для чего человеку нужно знание о природе?
- Сегодня на уроке вы узнаете, что необходимо знать о природе.
III. Изучение нового материала
1. Чтение стихотворения Н. Красоткіної
Гляньте, лес вдали темнеет,
Но я вам должен сказать,
Он рассказывать сказку умеет,
Он имеет поэтическую душу.
И живут в лесу звери, птицы,
Для людей они загадочные.
И большие, и малые насекомые
Очень странные, а еще сказочные.
А человек живет в мире,
Как природы родной ребенок,
Без окружающей среды не может и мгновения
На этой земле прожить человек.
Без воздуха и без водички,
И без солнышка, и синие неба.
И без цветочка, без травки...
И природу изучать надо.
Чтобы не обидеть, не сломать,
А в гармонии с миром жить.
Поэтому природе нам надо знать,
Потому что пришли мы в мир - любить!
- Какие сказки может рассказать лес?
- Почему необходимо изучать природу?
- Как вы понимаете слова «в гармонии с миром жить»?
2. Чтение учителем разговора между двумя мальчиками (по Н. Красоткіною)
1-й мальчик. Какая волшебная природа! Какая она загадочная и странная!
2-й мальчик. А что здесь такого удивительного и загадочного? Природа как природа, все на месте... Не вижу здесь ничего загадочного.
1-й мальчик. И что, все на свете знаешь? И нигде нет загадок?
2-й мальчик. Нет, не вижу я никаких загадок. Это люди сами себе загадывают загадки, чтобы потом было что разгадывать. А когда я чего и не знаю, потому что еще мал, то возьму книжку и почитаю и все узнаю.
1-й мальчик. А откуда же все будешь знать?
2-й мальчик. Ну, сказал же - из книг! От людей!
1-й мальчик. А книги кто написал?
2-й мальчик. Ну, конечно же, люди!
1-й мальчик. Следовательно, нужно изучать природу, чтобы для нас написать книги, чтобы дети могли все узнать. А нам следует быть наблюдательными, чтобы видеть и познавать этот большой мир и все загадки в нем, ибо их множество!
2-й мальчик. Почему все загадки, загадки?
1-й мальчик. Потому что природа их постоянно нам загадывает. Смотришь ты на мир, и все тебе известно, а когда начинаешь выяснять суть, то оказывается, что столько всего неизвестного, удивительного, загадочного!
2-й мальчик. И чтобы все знать, необходимо разгадывать загадки природы?
1-й мальчик. Нужно любить природу, без природы человек не может прожить и мгновения.
2-й мальчик. Тоже сказал! Не проживет и мгновения, какая ерунда! Ну и придумал!
1-й мальчик. Вот, чудак! А ты закрой рот и нос пальчиками попрочнее! Так и держи! Ну! (2-й мальчик закрывает рот и нос, через некоторое время отпускает руку и хватает ртом воздух.) Ну, как оно?
2-й мальчик. Так это же мне воздуха не хватило, причем тут природа?
1-й мальчик. А это и есть природа! Все, что нас окружает: воздух, солнце, небо, горы, реки, моря, озера, земля, камни, вода, - все это и есть природа.
А еще природа - это все растения, животные, птицы, рыбы, насекомые.
И люди - это тоже частичка живой природы. Без природы человек не может и мгновения прожить, ты сам убедился в этом. ей нужны воздух, вода, еда... И все это человек берет из природы.
2-й мальчик. Ага. Теперь я начинаю понимать... А я думал...
1-й мальчик. Вот видишь. Вода - в природе, еду также в природе человек берет. Все для человеческой жизни есть в природе. А без нее никак не проживешь.
Поэтому нужно нам природу изучать, знать, любить и беречь, ведь наш мир очень хрупкий, хрупкий... Волшебный мир.
А загадок в нем столько, что и не пересказать! И про зверушек, и про растения, и про все на свете.
А ты знаешь, сколько над нами есть воздух, чтобы все живое на Земле могло дышать?
2-й мальчик. Нет! А что, много? Оно же легкое! Что же оно там весит!
1-й мальчик. А вот и нет! Представь себе, что на тело взрослого человека воздух давит с силой от 12 до 15 тонн! Только человек этого не чувствует, потому что внешнее давление выравнивается внутренним давлением, что есть у нас внутри...
2-й мальчик. Ого! Ничего себе! Это так же, якобы на человека поставить огромную грузовик, КАМАЗ, например... Действительно интересно. Есть, все-таки, загадки в этом мире!
1-й мальчик. А ты думал, что нет... Они на каждом шагу, только нужно быть немного наблюдательным, любознательным, и мир станет очень интересным.
- Почему необходимо изучать природу?
- Почему считают, что природа волшебная? загадочная? удивительная?
3. Объяснение учителя
- Выгляните в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т.д)
- Посмотрите на подоконники в классе. Что видите? (Комнатные растения)
- Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. И лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь, и снег - все это природа. Не принадлежит к природе лишь то, что сделано руками человека.
- Сравните между собой Солнце, воздух, воду, птицы, растения, камни, велосипед, платье, дом, кирпич. Чем отличаются эти группы предметов? (Солнце, воздух, вода, птица, растения, камни не сделаны руками человека, в отличие от велосипеда, платья, дома, кирпича.)
- Итак, нас окружает мир природы (солнце, вода, почва, растения, животные), который не создан руками человека, и изделия (дома, одежда, машины), которые сделаны человеком.
Схема на доске:
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Проведение исследования
- Сейчас осень. Увядающие листья. Только не хочется деревьям с листьями расставаться. А ветер крепчает, так и хочет письмо оторвать, на холодную землю бросить. Но вот одно письмо края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветра круглые бока листок, ветер на него со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?..
- Проведем эксперимент: возьмите лист бумаги за края и поднимите его. Что случилось? (Лист согнулся.) А теперь сверните лист в тугую трубочку. Попробуйте ее согнуть. Легко это сделать? (Нет). Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой.
Увидела однажды человек такой листок. Задумалась.
И придумала мост через реку в виде такой трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Как вы считаете, какой мост образовался?
- Что помогло человеку такое придумать?
- Природа, как книга, которую нельзя прочитать до конца и которая дает человеку новые идеи.
2. Игра «Задай свой вопрос»
Учитель ставит вопросы о природе.
- Почему осенью желтеют листья?
- Почему листья опадают на зиму?
- Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?
- Теперь ловите мяч и задавайте свои вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроках естествознания.
V. Итог урока
- Рассмотрите схему. Расскажите, что нас окружает.
- Что необходимо знать о природе?
- Каким нужно быть, чтобы мир стал интересным?
- Почему природа похожа на книгу?