Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 2

Тема. Что нужно знать о природе

 

Цель: рассказать учащимся, что природа загадочная и странная, что ее следует изучать; развивать умение ставить вопросы о природе; воспитывать интерес к познанию природы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Что изучает предмет естествознание?

- Для чего человеку нужно знание о природе?

- Сегодня на уроке вы узнаете, что необходимо знать о природе.

 

III. Изучение нового материала

1. Чтение стихотворения Н. Красоткіної

Гляньте, лес вдали темнеет,

Но я вам должен сказать,

Он рассказывать сказку умеет,

Он имеет поэтическую душу.

 

И живут в лесу звери, птицы,

Для людей они загадочные.

И большие, и малые насекомые

Очень странные, а еще сказочные.

 

А человек живет в мире,

Как природы родной ребенок,

Без окружающей среды не может и мгновения

На этой земле прожить человек.

 

Без воздуха и без водички,

И без солнышка, и синие неба.

И без цветочка, без травки...

И природу изучать надо.

 

Чтобы не обидеть, не сломать,

А в гармонии с миром жить.

Поэтому природе нам надо знать,

Потому что пришли мы в мир - любить!

- Какие сказки может рассказать лес?

- Почему необходимо изучать природу?

- Как вы понимаете слова «в гармонии с миром жить»?

2. Чтение учителем разговора между двумя мальчиками (по Н. Красоткіною)

1-й мальчик. Какая волшебная природа! Какая она загадочная и странная!

2-й мальчик. А что здесь такого удивительного и загадочного? Природа как природа, все на месте... Не вижу здесь ничего загадочного.

1-й мальчик. И что, все на свете знаешь? И нигде нет загадок?

2-й мальчик. Нет, не вижу я никаких загадок. Это люди сами себе загадывают загадки, чтобы потом было что разгадывать. А когда я чего и не знаю, потому что еще мал, то возьму книжку и почитаю и все узнаю.

1-й мальчик. А откуда же все будешь знать?

2-й мальчик. Ну, сказал же - из книг! От людей!

1-й мальчик. А книги кто написал?

2-й мальчик. Ну, конечно же, люди!

1-й мальчик. Следовательно, нужно изучать природу, чтобы для нас написать книги, чтобы дети могли все узнать. А нам следует быть наблюдательными, чтобы видеть и познавать этот большой мир и все загадки в нем, ибо их множество!

2-й мальчик. Почему все загадки, загадки?

1-й мальчик. Потому что природа их постоянно нам загадывает. Смотришь ты на мир, и все тебе известно, а когда начинаешь выяснять суть, то оказывается, что столько всего неизвестного, удивительного, загадочного!

2-й мальчик. И чтобы все знать, необходимо разгадывать загадки природы?

1-й мальчик. Нужно любить природу, без природы человек не может прожить и мгновения.

2-й мальчик. Тоже сказал! Не проживет и мгновения, какая ерунда! Ну и придумал!

1-й мальчик. Вот, чудак! А ты закрой рот и нос пальчиками попрочнее! Так и держи! Ну! (2-й мальчик закрывает рот и нос, через некоторое время отпускает руку и хватает ртом воздух.) Ну, как оно?

2-й мальчик. Так это же мне воздуха не хватило, причем тут природа?

1-й мальчик. А это и есть природа! Все, что нас окружает: воздух, солнце, небо, горы, реки, моря, озера, земля, камни, вода, - все это и есть природа.

А еще природа - это все растения, животные, птицы, рыбы, насекомые.

И люди - это тоже частичка живой природы. Без природы человек не может и мгновения прожить, ты сам убедился в этом. ей нужны воздух, вода, еда... И все это человек берет из природы.

2-й мальчик. Ага. Теперь я начинаю понимать... А я думал...

1-й мальчик. Вот видишь. Вода - в природе, еду также в природе человек берет. Все для человеческой жизни есть в природе. А без нее никак не проживешь.

Поэтому нужно нам природу изучать, знать, любить и беречь, ведь наш мир очень хрупкий, хрупкий... Волшебный мир.

А загадок в нем столько, что и не пересказать! И про зверушек, и про растения, и про все на свете.

А ты знаешь, сколько над нами есть воздух, чтобы все живое на Земле могло дышать?

2-й мальчик. Нет! А что, много? Оно же легкое! Что же оно там весит!

1-й мальчик. А вот и нет! Представь себе, что на тело взрослого человека воздух давит с силой от 12 до 15 тонн! Только человек этого не чувствует, потому что внешнее давление выравнивается внутренним давлением, что есть у нас внутри...

2-й мальчик. Ого! Ничего себе! Это так же, якобы на человека поставить огромную грузовик, КАМАЗ, например... Действительно интересно. Есть, все-таки, загадки в этом мире!

1-й мальчик. А ты думал, что нет... Они на каждом шагу, только нужно быть немного наблюдательным, любознательным, и мир станет очень интересным.

- Почему необходимо изучать природу?

- Почему считают, что природа волшебная? загадочная? удивительная?

3. Объяснение учителя

- Выгляните в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т.д)

- Посмотрите на подоконники в классе. Что видите? (Комнатные растения)

- Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. И лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь, и снег - все это природа. Не принадлежит к природе лишь то, что сделано руками человека.

- Сравните между собой Солнце, воздух, воду, птицы, растения, камни, велосипед, платье, дом, кирпич. Чем отличаются эти группы предметов? (Солнце, воздух, вода, птица, растения, камни не сделаны руками человека, в отличие от велосипеда, платья, дома, кирпича.)

- Итак, нас окружает мир природы (солнце, вода, почва, растения, животные), который не создан руками человека, и изделия (дома, одежда, машины), которые сделаны человеком.

Схема на доске:

 

 

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Проведение исследования

- Сейчас осень. Увядающие листья. Только не хочется деревьям с листьями расставаться. А ветер крепчает, так и хочет письмо оторвать, на холодную землю бросить. Но вот одно письмо края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветра круглые бока листок, ветер на него со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?..

- Проведем эксперимент: возьмите лист бумаги за края и поднимите его. Что случилось? (Лист согнулся.) А теперь сверните лист в тугую трубочку. Попробуйте ее согнуть. Легко это сделать? (Нет). Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой.

Увидела однажды человек такой листок. Задумалась.

И придумала мост через реку в виде такой трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Как вы считаете, какой мост образовался?

- Что помогло человеку такое придумать?

- Природа, как книга, которую нельзя прочитать до конца и которая дает человеку новые идеи.

2. Игра «Задай свой вопрос»

Учитель ставит вопросы о природе.

- Почему осенью желтеют листья?

- Почему листья опадают на зиму?

- Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?

- Теперь ловите мяч и задавайте свои вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроках естествознания.

 

V. Итог урока

- Рассмотрите схему. Расскажите, что нас окружает.

 

 

- Что необходимо знать о природе?

- Каким нужно быть, чтобы мир стал интересным?

- Почему природа похожа на книгу?