№ п/п |
Тема урока |
Наблюдения, демонстрации, практические работы |
Дата |
Введение (1 ч) |
1 |
Понятие о природе. Место человека в природе, окружающей среде. Изучение природы человеком.
Значение знаний о природе в жизни и деятельности человека |
Наблюдение за природой. Демонстрации: приборов, использующих в исследованиях явлений и объектов природы |
|
РАЗДЕЛ И. Человек и среда его жизни (15 ч) |
Тема 1. Тела и вещества, окружающие человека (8 ч) |
2 |
Тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, плотность. Их измерения |
Демонстрации: природных тел.
Практическая работа: определение массы и размеров различных тел |
|
3 |
Вещества. Атомы и химические элементы. Молекулы. Простые и сложные вещества |
Демонстрация: образцов веществ, модели молекул |
|
4 |
Движение молекул. Диффузия. Твердое, жидкое, газообразное состояния веществ |
Наблюдение за плавлением льда, испарением воды |
|
5 |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Воздух - естественная смесь |
Демонстрации: смесей, способов их разделения.
Практическая работа: разделение смесей (отстаивание, выпаривание, фильтрация), очистка загрязненной поваренной соли |
|
6 |
Вода - самое распространенное вещество на Земле. Способность воды растворять другие вещества. Растворы в природе и быту, приготовления растворов |
Практическая работа: изучение растворимости веществ |
|
7 |
Понятие о неорганические и органические вещества |
Демонстрации: органических и неорганических веществ |
|
8 |
Итоговый урок |
|
Тема 2. Мир явлений, в котором живет человек (6 ч) |
9 |
Явления природы: механические, тепловые, электрические, магнитные, химические, световые, звуковые |
Наблюдение за явлениями, происходящими в повседневной жизни человека.
Демонстрации: механических, электрических, химических, звуковых явлений |
|
10 |
Механические явления |
Демонстрации: механических явлений |
|
11 |
Значение световых явлений для организмов. Распространение света. Источника света. Восприятие света человеком |
Демонстрации: световых явлений.
Практическая работа: изучение влияния света на растения |
|
12 |
Тепловые явления в природе (выпадение снега, дождя, образования и плавления льда). Повторяемость явлений |
Демонстрации: тепловых явлений |
|
13 |
Распространение звука |
Демонстрации: звуковых явлений |
|
14 |
Итоговый урок |
|
РАЗДЕЛ ІІ. Вселенная как среда жизни человека (16 ч) |
Тема 1. Небесные тела (6 ч) |
15 |
Представление о Вселенной. Вселенная и жизнь человека. Звездные миры - галактики. Звезды, созвездия |
Демонстрации: карт и атласов звездного неба, таблицы с изображением небесных тел, приборов для изучения Вселенной |
|
16 |
Исследование Вселенной человеком |
|
|
17 |
Солнце. Солнечная система. Движение планет вокруг Солнца |
Наблюдения: за возвратом листьев и цветков растений к солнцу; нагреванием тел лучами солнца.
Демонстрации: модели Солнечной системы, распространение света |
|
18 |
Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Месяц. Вращение Луны вокруг Земли. Фазы Луны |
Демонстрации: рисунков с изображением небесных тел, фотографий Луны, Земли с космических аппаратов |
|
19 |
Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. Солнечные и лунные затмения |
Демонстрации: зависимость освещенности поверхности Земли от угла падения световых лучей; опытов, иллюстрирующих изменение освещенности полушарий Земли в течение года |
|
20 |
Практическая работа. Определение сторон горизонта при помощи Солнца. Итоговый урок |
|
|
Тема 2. Условия жизни на планете Земля (10 ч) |
21 |
Факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле |
|
|
22 |
Роль воды в природе, круговорот воды |
Практическая работа: свойства воды.
Демонстрации: парообразование, кипения, конденсации, твердения, теплового расширения воды |
|
23 |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте водных объектов Украины |
|
|
24
25 |
Воздушная оболочка Земли. Температура и атмосферное давление. Движение воздуха. Ветер |
Наблюдение за изменениями температуры и атмосферного давления в течение определенного промежутка времени.
Демонстрации: теплопроводности воздуха, кислорода, воды в воздухе |
|
26 |
Погода и наблюдения за ней |
Наблюдение за изменениями температуры и атмосферного давления в течение определенного промежутка времени.
Демонстрации: модели флюгера (определение направления ветра), барометра, осадкомерами, термометра |
|
27 |
Рельеф. Факторы, влияющие на формирование рельефа |
Демонстрации: работы с нивелиром |
|
28 |
Минералы. Горные породы и их свойства. Полезные ископаемые |
Демонстрации: коллекции горных пород и минералов, полезных ископаемых |
|
29 |
Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа Украины |
|
|
30 |
Приспособления организмов к условиям существования |
|
|
31 |
Итоговый урок |
|
|
Обобщение (2 ч) |
32 |
Человек как часть природы. Влияние условий обитания на живые организмы |
|
|
33 |
Взаимосвязь природы и человека. Охрана природы |
|
|
34
35 |
Экскурсии |
|