Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Естествознание - интегрированный курс, целью которого является создание основы для последующего изучения систематических курсов географии, биологии, астрономии, физики, химии, поэтому содержание этого школьного предмета содержит сведения из различных наук. Подобная ситуация приводит к возникновению трудностей в преподавании курса, главная из которых - кадровая. Кто из предметников наиболее готов работать с пятикласниками, учитывая их возрастные особенности восприятия материала, запоминание и т.д и при этом сочетая знания различных учебных дисциплин?

Пытаясь оказать практическую помощь преподавателям данного курса, Издательская Группа «Основа» предлагает пособие из серии «Мой конспект» из курса природоведения 5 класс. Пособие составлено в соответствии с требованиями программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. 5-6 классы».

В пособие включены разработки уроков, практических работ, примеры опытов, методические рекомендации по проведению экскурсий, критерии оценивания, варианты тематического опроса. Помогут сделать содержание урока интересным и разнообразным справочная информация, стихи, загадки, кроссворды и т.д. Для эффективного усвоения содержания предлагаются активные и интерактивные методы обучения, которые будут привлекать подавляющее большинство учеников к обсуждению содержания предмета и будут способствовать приобретению жизненных навыков.

В конспектах уроков имеется дополнительная информация, что позволяет существенно обогатить содержательную часть урока.

Автор надеется, что предлагаемое пособие пригодится как учителям-начинающим, так и образованным педагога; поможет всем в нелегком, но интересном деле.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

 

Уровни учебных достижений

Баллы

Критерии учебных достижений учащихся

Начальный

1

Ученик с помощью учителя может распознать и назвать отдельные тела природы, имеет представления о предмете, который изучает

2

Ученик с помощью учителя и учебника или рабочей тетради может найти необходимые определения научных понятий

3

Ученик с помощью учителя или использование учебника приводит примеры отдельных явлений природы, фрагментарно описывает их; наблюдает за опытами, что их выполняют другие ученики

Средний

4

Ученик с помощью учителя, учебника или рабочей тетради воспроизводит незначительную часть учебного материала, не соблюдая логики его изложения; дает определения отдельных понятий, фрагментарно характеризует явления природы; делает попытку проводить фенологические наблюдения, выполнять простые опыты без описания их результата

5

Ученик с помощью учителя воспроизводит значительную часть учебного материала на уровне перевода текста учебника; самостоятельно дает определение отдельных понятий, не объясняя их; осуществляет фенологические наблюдения, результаты отдельных из них заносит в дневник наблюдений, с помощью учителя проводит простые опыты, пытается их объяснить

6

Ученик самостоятельно воспроизводит часть учебного материала на уровне текста учебника; с помощью учителя отвечает на отдельные вопросы; характеризует явления природы, в ответах допускает ошибки; осуществляет фенологические наблюдения, частично делает записи результатов наблюдения в дневнике наблюдений, с помощью других учеников выполняет опыты, но дать их объяснение не может

Достаточный

7

Ученик самостоятельно воспроизводит большую часть учебного материала; отвечает на отдельные вопросы; приводит собственные примеры, раскрывает свойства тел природы, допуская неточности в ответах; осуществляет фенологические наблюдения, делает неполные записи в дневнике наблюдений, с помощью учителя проводит опыты, объясняет с отдельными неточностями их суть

8

Ученик самостоятельно воспроизводит учебный материал; отвечает на поставленные в учебнике или учителем на уроке вопросы, сравнивает явления и тела живой и неживой природы, устанавливает различия между ними; осуществляет фенологические наблюдения, делает записи в дневнике наблюдений, выполняет опыты, объясняет их суть

9

Ученик демонстрирует достаточное усвоение учебного материала, отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи; решает стандартные познавательные задачи; осуществляет фенологические наблюдения и делает полные записи в дневнике наблюдений, проводит опыты в школе и дома, объясняет их результаты

Высокий

10

Ученик свободно, осознанно воспроизводит материал, устанавливая связи с ранее изученным; свободно отвечает на сложные вопросы; анализирует и раскрывает суть явлений природы, обобщает, систематизирует знания на основе изученных закономерностей и понятий; регулярно осуществляет фенологические наблюдения и делает записи в дневнике наблюдений, проводит опыты, обоснованно объясняет их результаты

11

Ученик логично и полно раскрывает изученный программный материал; анализирует и раскрывает взаимосвязи между живой и неживой природой на основе общих закономерностей и изображает их схематически; осознает значение охраны окружающей среды; тщательно выполняет фенологические наблюдения; делает записи с рисунками, графиками в дневнике наблюдений, проводит опыты, сопоставляет их результаты

12

Ученик обнаруживает прочные и системные знания учебного материала; выполняет фенологические наблюдения, делает обоснованные записи в дневнике наблюдений, проводит опыты, оформляет их результаты

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

 

Экскурсии как форма организации работы учащихся при изучении естествознания имеют исключительно важное значение. Они обеспечивают связь теории с практикой, позволяют показать учащимся в натуре те объекты и явления, которые в условиях школы показать невозможно. Во время экскурсий у учащихся формируются правильные представления о объекты, явления, процессы, что, в свою очередь, является основой для формирования научных понятий.

Работа учащихся во время экскурсии связана с развитием мышления. Наблюдая, они учатся не только «видеть», но и мыслить: обобщать, систематизировать, конкретизировать, устанавливать связи.

Во время учебных экскурсий создаются условия для исследовательской работы. Экскурсии помогают лучше раскрыть индивидуальные качества и способности каждого ученика.

Требования к организации учебных экскурсий

Экскурсии, как и уроки, проводятся с учебно-воспитательной целью, но за пределами школы и длятся от 1,5 до 2,5 часов. В программе по естествознанию (5-6 класс) приведены ориентировочную тематику экскурсий:

1. Изучение сезонных явлений в природе.

2. Ознакомление с природными и искусственными экосистемами.

3. Наблюдения за работой машин и механизмов.

4. Изучение растений и животных искусственных экосистем своей местности.

Учитывая конкретные условия общеобразовательного учебного заведения, местные особенности природы, учитель может изменять или дополнять предложенную тематику и проводить экскурсии за счет учебных часов, во внеурочное время, во время проведения учебной практики. Успешному проведению экскурсии способствует четкая ее организация.

Этапы организации экскурсии

1. Предварительная подготовка учащихся к экскурсии.

2. Определение цели и задач экскурсии.

3. Планирование экскурсии.

4. Проведение экскурсии.

5. Подведение итогов. Оформление материалов экскурсии.

6. Максимальное использование полученных на экскурсии материалов.

Подготовка учителя к проведению экскурсии включает:

♦ ознакомление с требованиями программы и материалом учебника, где указано, каких знаний учащиеся приобретут во время экскурсии;

♦ подбор необходимой литературы, материалов, приборов, инструментов;

♦ определение объектов наблюдения и изучения мест остановок;

♦ изучение всего маршрута экскурсии и ее продолжительности;

♦ определение общего задания и индивидуальных заданий учащихся;

♦ выработка рекомендаций относительно экипировки и индивидуального снаряжения участников экскурсии.

Во время экскурсии ученики должны обнаружить активную деятельность: выполнять различные практические работы, овладевать навыками и умениями, сочетать теоретические знания с практикой.

Проведение экскурсии (в природу)

1. Проверка готовности учащихся к экскурсии.

2. Вступительная беседа учителя (напоминает учащимся о целях и задачах экскурсии, расширяет знания учащихся об объекте наблюдения).

3. Самостоятельная работа учащихся в группах по изучению природных объектов по плану (каждая группа изучает отдельный объект, или все группы идут замкнутым полигоном от объекта к объекту).

4. Заключительная беседа (обобщение результатов наблюдений, проверка правильности выполнения работы, оценка работы и др.).

5. Оформление результатов экскурсии (полевой дневник, зарисовки, фотоматериалы, выставки, экспозиции, образцы материалов).