ПРЕДИСЛОВИЕ
Естествознание - интегрированный курс, целью которого является создание основы для последующего изучения систематических курсов географии, биологии, астрономии, физики, химии, поэтому содержание этого школьного предмета содержит сведения из различных наук. Подобная ситуация приводит к возникновению трудностей в преподавании курса, главная из которых - кадровая. Кто из предметников наиболее готов работать с пятикласниками, учитывая их возрастные особенности восприятия материала, запоминание и т.д и при этом сочетая знания различных учебных дисциплин?
Пытаясь оказать практическую помощь преподавателям данного курса, Издательская Группа «Основа» предлагает пособие из серии «Мой конспект» из курса природоведения 5 класс. Пособие составлено в соответствии с требованиями программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. 5-6 классы».
В пособие включены разработки уроков, практических работ, примеры опытов, методические рекомендации по проведению экскурсий, критерии оценивания, варианты тематического опроса. Помогут сделать содержание урока интересным и разнообразным справочная информация, стихи, загадки, кроссворды и т.д. Для эффективного усвоения содержания предлагаются активные и интерактивные методы обучения, которые будут привлекать подавляющее большинство учеников к обсуждению содержания предмета и будут способствовать приобретению жизненных навыков.
В конспектах уроков имеется дополнительная информация, что позволяет существенно обогатить содержательную часть урока.
Автор надеется, что предлагаемое пособие пригодится как учителям-начинающим, так и образованным педагога; поможет всем в нелегком, но интересном деле.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Уровни учебных достижений |
Баллы |
Критерии учебных достижений учащихся |
Начальный |
1 |
Ученик с помощью учителя может распознать и назвать отдельные тела природы, имеет представления о предмете, который изучает |
2 |
Ученик с помощью учителя и учебника или рабочей тетради может найти необходимые определения научных понятий |
3 |
Ученик с помощью учителя или использование учебника приводит примеры отдельных явлений природы, фрагментарно описывает их; наблюдает за опытами, что их выполняют другие ученики |
Средний |
4 |
Ученик с помощью учителя, учебника или рабочей тетради воспроизводит незначительную часть учебного материала, не соблюдая логики его изложения; дает определения отдельных понятий, фрагментарно характеризует явления природы; делает попытку проводить фенологические наблюдения, выполнять простые опыты без описания их результата |
5 |
Ученик с помощью учителя воспроизводит значительную часть учебного материала на уровне перевода текста учебника; самостоятельно дает определение отдельных понятий, не объясняя их; осуществляет фенологические наблюдения, результаты отдельных из них заносит в дневник наблюдений, с помощью учителя проводит простые опыты, пытается их объяснить |
6 |
Ученик самостоятельно воспроизводит часть учебного материала на уровне текста учебника; с помощью учителя отвечает на отдельные вопросы; характеризует явления природы, в ответах допускает ошибки; осуществляет фенологические наблюдения, частично делает записи результатов наблюдения в дневнике наблюдений, с помощью других учеников выполняет опыты, но дать их объяснение не может |
Достаточный |
7 |
Ученик самостоятельно воспроизводит большую часть учебного материала; отвечает на отдельные вопросы; приводит собственные примеры, раскрывает свойства тел природы, допуская неточности в ответах; осуществляет фенологические наблюдения, делает неполные записи в дневнике наблюдений, с помощью учителя проводит опыты, объясняет с отдельными неточностями их суть |
8 |
Ученик самостоятельно воспроизводит учебный материал; отвечает на поставленные в учебнике или учителем на уроке вопросы, сравнивает явления и тела живой и неживой природы, устанавливает различия между ними; осуществляет фенологические наблюдения, делает записи в дневнике наблюдений, выполняет опыты, объясняет их суть |
9 |
Ученик демонстрирует достаточное усвоение учебного материала, отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи; решает стандартные познавательные задачи; осуществляет фенологические наблюдения и делает полные записи в дневнике наблюдений, проводит опыты в школе и дома, объясняет их результаты |
Высокий |
10 |
Ученик свободно, осознанно воспроизводит материал, устанавливая связи с ранее изученным; свободно отвечает на сложные вопросы; анализирует и раскрывает суть явлений природы, обобщает, систематизирует знания на основе изученных закономерностей и понятий; регулярно осуществляет фенологические наблюдения и делает записи в дневнике наблюдений, проводит опыты, обоснованно объясняет их результаты |
11 |
Ученик логично и полно раскрывает изученный программный материал; анализирует и раскрывает взаимосвязи между живой и неживой природой на основе общих закономерностей и изображает их схематически; осознает значение охраны окружающей среды; тщательно выполняет фенологические наблюдения; делает записи с рисунками, графиками в дневнике наблюдений, проводит опыты, сопоставляет их результаты |
12 |
Ученик обнаруживает прочные и системные знания учебного материала; выполняет фенологические наблюдения, делает обоснованные записи в дневнике наблюдений, проводит опыты, оформляет их результаты |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
Экскурсии как форма организации работы учащихся при изучении естествознания имеют исключительно важное значение. Они обеспечивают связь теории с практикой, позволяют показать учащимся в натуре те объекты и явления, которые в условиях школы показать невозможно. Во время экскурсий у учащихся формируются правильные представления о объекты, явления, процессы, что, в свою очередь, является основой для формирования научных понятий.
Работа учащихся во время экскурсии связана с развитием мышления. Наблюдая, они учатся не только «видеть», но и мыслить: обобщать, систематизировать, конкретизировать, устанавливать связи.
Во время учебных экскурсий создаются условия для исследовательской работы. Экскурсии помогают лучше раскрыть индивидуальные качества и способности каждого ученика.
Требования к организации учебных экскурсий
Экскурсии, как и уроки, проводятся с учебно-воспитательной целью, но за пределами школы и длятся от 1,5 до 2,5 часов. В программе по естествознанию (5-6 класс) приведены ориентировочную тематику экскурсий:
1. Изучение сезонных явлений в природе.
2. Ознакомление с природными и искусственными экосистемами.
3. Наблюдения за работой машин и механизмов.
4. Изучение растений и животных искусственных экосистем своей местности.
Учитывая конкретные условия общеобразовательного учебного заведения, местные особенности природы, учитель может изменять или дополнять предложенную тематику и проводить экскурсии за счет учебных часов, во внеурочное время, во время проведения учебной практики. Успешному проведению экскурсии способствует четкая ее организация.
Этапы организации экскурсии
1. Предварительная подготовка учащихся к экскурсии.
2. Определение цели и задач экскурсии.
3. Планирование экскурсии.
4. Проведение экскурсии.
5. Подведение итогов. Оформление материалов экскурсии.
6. Максимальное использование полученных на экскурсии материалов.
Подготовка учителя к проведению экскурсии включает:
♦ ознакомление с требованиями программы и материалом учебника, где указано, каких знаний учащиеся приобретут во время экскурсии;
♦ подбор необходимой литературы, материалов, приборов, инструментов;
♦ определение объектов наблюдения и изучения мест остановок;
♦ изучение всего маршрута экскурсии и ее продолжительности;
♦ определение общего задания и индивидуальных заданий учащихся;
♦ выработка рекомендаций относительно экипировки и индивидуального снаряжения участников экскурсии.
Во время экскурсии ученики должны обнаружить активную деятельность: выполнять различные практические работы, овладевать навыками и умениями, сочетать теоретические знания с практикой.
Проведение экскурсии (в природу)
1. Проверка готовности учащихся к экскурсии.
2. Вступительная беседа учителя (напоминает учащимся о целях и задачах экскурсии, расширяет знания учащихся об объекте наблюдения).
3. Самостоятельная работа учащихся в группах по изучению природных объектов по плану (каждая группа изучает отдельный объект, или все группы идут замкнутым полигоном от объекта к объекту).
4. Заключительная беседа (обобщение результатов наблюдений, проверка правильности выполнения работы, оценка работы и др.).
5. Оформление результатов экскурсии (полевой дневник, зарисовки, фотоматериалы, выставки, экспозиции, образцы материалов).