Урок 1. Вступление. Понятие о природе. Место человека в природе, окружающей среде. Изучение природы человеком. Значение знаний о природе в жизни и деятельности человека
Цель: формировать представление учащихся о природе, о месте человека в ней; ознакомить учащихся с методами ее исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); рассмотреть приборы, с помощью которых учащиеся будут наблюдать за природными явлениями; обосновать ценность знаний по природоведению для человека.
Оборудование: учебники, таблицы и рисунки с изображением небесных тел, коллекции горных пород и минералов, образцы веществ, модели молекул, комнатные растения, дневник наблюдений, метеорологические приборы (барометр, термометр, флюгер, осадкомер), пилочка для ногтей, ватный тампон и карандаш.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
- Все видели, как умывается кошка? Каким образом она это делает? Проведем опыт. Нам понадобятся пилочка для ногтей, ватный тампон и карандаш.
Проведем грифелем карандаша по пальцам, чтобы на нем остался черный след. Пилочкой потрем загрязненное место. Что случилось? Далее пилочкой потрем ватный тампон. Что с ним случилось? Пилочка снимет с пальца след от карандаша, а с тампона - отдельные волоски. Пилочка - это своеобразное олицетворение языка кошки. на языке у кошки находятся твердые кожаные бугорки, поэтому когда кошка причепурює свою шубку, ее язык действует как пилочка: бугорки на языке снимают пыль, мусор и волоски, которые выпали.
Как мы в этом опыте соединили живую и неживую природу? Начиная с этого урока мы сделаем с вами волшебный мир естествознания, нас ждут много тайн, о которых мы узнаем на уроках.
III. Актуализация опорных знаний
♦ Что называют природой?
♦ На какие составляющие можно разделить природу?
♦ Для чего человеку нужно изучать природу?
IV. Изучение нового материала
1. Содержание курса «Естествознание»
Какие науки изучают природу? (Физика, химия, география, биология, астрономия)
2. Ознакомление учащихся с учебником «Естествознание». Правила работы на уроке. Заполнение календаря погоды. Условные обозначения календаря погоды.
V. Закрепление новых знаний
1. Беседа
♦ Назовите вещи и предметы в классной комнате, которые создал человек, и те, которые относятся к миру природы. Каких предметов больше?
♦ Назовите примеры явлений природы.
♦ Назовите предметы, которые созданы человеком для того, чтобы помочь вам учиться (хозяйничать вашей маме дома; работать маме и папе на своих рабочих местах).
♦ Что человек начал проводить раньше - наблюдения или опыты?
♦ Из предложенных предметов выберите те, с помощью которых проводят измерения: рулетка, электрический чайник, счетчик расхода электроэнергии, часы, термометр, телевизор, мерная стакан, лупа.
2. Природоведческое лото
Подготовьте несколько подобных карт и раздайте ученикам по группам.
Задачи. Классифицируйте примеры по признакам живой и неживой природы. Найдите пары, которые можно связать логической цепочкой (например, книги - их печатают на бумаге, который изготавливают из древесины).
«Черный ящик». В нее можно положить любой предмет (или что-то живет) для создания логической цепочки.
Сделайте вывод: могут отдельно существовать живая и неживая природа?
Рисунки
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.