Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 1. Вступление. Понятие о природе. Место человека в природе, окружающей среде. Изучение природы человеком. Значение знаний о природе в жизни и деятельности человека

 

Цель: формировать представление учащихся о природе, о месте человека в ней; ознакомить учащихся с методами ее исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); рассмотреть приборы, с помощью которых учащиеся будут наблюдать за природными явлениями; обосновать ценность знаний по природоведению для человека.

Оборудование: учебники, таблицы и рисунки с изображением небесных тел, коллекции горных пород и минералов, образцы веществ, модели молекул, комнатные растения, дневник наблюдений, метеорологические приборы (барометр, термометр, флюгер, осадкомер), пилочка для ногтей, ватный тампон и карандаш.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

- Все видели, как умывается кошка? Каким образом она это делает? Проведем опыт. Нам понадобятся пилочка для ногтей, ватный тампон и карандаш.

Проведем грифелем карандаша по пальцам, чтобы на нем остался черный след. Пилочкой потрем загрязненное место. Что случилось? Далее пилочкой потрем ватный тампон. Что с ним случилось? Пилочка снимет с пальца след от карандаша, а с тампона - отдельные волоски. Пилочка - это своеобразное олицетворение языка кошки. на языке у кошки находятся твердые кожаные бугорки, поэтому когда кошка причепурює свою шубку, ее язык действует как пилочка: бугорки на языке снимают пыль, мусор и волоски, которые выпали.

Как мы в этом опыте соединили живую и неживую природу? Начиная с этого урока мы сделаем с вами волшебный мир естествознания, нас ждут много тайн, о которых мы узнаем на уроках.

 

III. Актуализация опорных знаний

♦ Что называют природой?

♦ На какие составляющие можно разделить природу?

♦ Для чего человеку нужно изучать природу?

 

IV. Изучение нового материала

1. Содержание курса «Естествознание»

Какие науки изучают природу? (Физика, химия, география, биология, астрономия)

 

 

2. Ознакомление учащихся с учебником «Естествознание». Правила работы на уроке. Заполнение календаря погоды. Условные обозначения календаря погоды.

 

V. Закрепление новых знаний

1. Беседа

♦ Назовите вещи и предметы в классной комнате, которые создал человек, и те, которые относятся к миру природы. Каких предметов больше?

♦ Назовите примеры явлений природы.

♦ Назовите предметы, которые созданы человеком для того, чтобы помочь вам учиться (хозяйничать вашей маме дома; работать маме и папе на своих рабочих местах).

♦ Что человек начал проводить раньше - наблюдения или опыты?

♦ Из предложенных предметов выберите те, с помощью которых проводят измерения: рулетка, электрический чайник, счетчик расхода электроэнергии, часы, термометр, телевизор, мерная стакан, лупа.

2. Природоведческое лото

Подготовьте несколько подобных карт и раздайте ученикам по группам.

Задачи. Классифицируйте примеры по признакам живой и неживой природы. Найдите пары, которые можно связать логической цепочкой (например, книги - их печатают на бумаге, который изготавливают из древесины).

«Черный ящик». В нее можно положить любой предмет (или что-то живет) для создания логической цепочки.

Сделайте вывод: могут отдельно существовать живая и неживая природа?

Рисунки

 

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать текст учебника.