УРОК 2. СТРОЕНИЕ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СВЯЗИ СИСТЕМ
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся о природные и искусственные системы, развивать умение определять внутренние и внешние связи системы, воспитывать внимательность, аналитическое мышление.
Оборудование: таблицы «Экосистема леса», «Строение клетки», модель Солнечной системы, тетради, учебники.
Основные понятия: система, естественная система, искусственная система, внутренние связи, внешние связи.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Проверка домашнего задания (описание искусственной системы, обсуждение ее полезности; конкурс загадок о системы).
Задача 1. Выберите лишнее слово (пару).
Лес, степь, поле, сад, клетка, телефон, аквариумная рыбка.
Компьютер, комнатное растение, робот, моторная лодка, часы, фонарик.
Фонарик-батарейка, автомобиль - мотор, клетка - ядро, парк - дерево, холодильник - пыле-смок.
Задание 2. Назовите общие и отличительные признаки природных и искусственных систем.
Выдающийся английский ученый Чарльз Дарвин как-то сказал, что благодаря кошкам в Англии еще не перевелись бараньи котлеты. Как это понять? Связь увидел ученый между кошками и овцами? (Варианты ответов учащихся)
Оказывается, мыши уничтожают шмелей (точнее, их гнезда). Шмели - единственные опылители красного клевера. Следовательно, там, где нет шмелей, клевер не растет. Клевер - главный корм для овец. А значит, где много кошек, там мало мышей, много шмелей, хорошие урожаи клевера, сытые овцы и много мяса для котлет.
Этот смешной и необычный на первый взгляд пример показывает, насколько в окружающем мире все взаимосвязано. Итак, сегодня на уроке мы поговорим о связях, о том, какими они бывают в системах и какую роль выполняют.
ИV. Изучение нового материала
1. Строение системы
Рассмотрение таблиц «Экосистема леса», «Строение клетки», модели Солнечной системы
Каждая система состоит из частей - компонентов, каждый из которых имеет свое значение. Главные компоненты и второстепенные. Например, потеря одного листа растением не приведет к разрушению системы, а потеря корня (главного компонента) - приведет.
2. Внутренние связи систем
Между компонентами в системе, как в искусственной, так и естественной, существуют связи.
Задание 3 (работа по рядам)
Установите внутренние связи в системах: лес, компьютер, автомобиль. Для чего они нужны? (Внутренние связи объединяют компоненты системы в единое целое.)
3. внешние связи систем
Задание 4 (работа по рядам)
Установите, что необходимо указанным системам, для того чтобы они выполняли свои функции.
Лес получает энергию Солнца и питательные вещества из почвы, компьютер использует электроэнергию электросетей, автомобилю нужно топливо, которое при сгорании выделяет энергию. Итак, внешние связи системы - это поступление энергии или веществ, которые связывают систему с окружающей средой и обеспечивают ее функционирование.
4. Главные свойства систем
Природные и искусственные системы, которые окружают нас в окружающей среде, очень разнообразны, но всем присущи определенные общие свойства.
Задание 5 (прием «Два - четыре - все вместе»)
Сначала ученики работают в парах, затем в четверках, каждая из которых объявляет одно решение (учитель записывает на доске); далее фронтально определяются главные. Определите главные свойства систем.
Итак, все системы, как природные, так и искусственные, имеют следующие общие свойства:
• состоят из частей - компонентов, которые связаны между собой;
• имеют границы, отделяющие их от окружающей среды;
• имеют внутренние и внешние связи;
• относительно устойчивые.
V. Закрепление изученного материала
Задание 6. Составьте устный описание одной из природных и искусственных систем (по собственному выбору) по плану: а) название; б) компоненты системы; в) границы системы г) внутренние связи; д) внешние связи; е) использование системы человеком.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Нарисовать естественную (искусственную) систему и показать ее внутренние и внешние связи.
3. Начать подготовку над реализацией творческих проектов по темам:
• «Приспособление растений к условиям окружающей среды»;
• «Приспособления животных к условиям окружающей среды»;
• «Приспособления животных к жизни в городе».