Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 3. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «ЗНАКОМСТВО СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ»

 

Цель: сформировать понятия «организм», «орган»; выявить особенности строения растений; развивать умение распознавать органы растений и определять их функции; воспитывать наблюдательность, экологическое мышление.

Оборудование: живые комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочной растения», тетради, учебники.

Основные понятия: организм, орган, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Вопрос

Вспомните, что такое система. Каким требованиям должен отвечать группировки, чтобы его можно было назвать системой?

2. Игра «Да - нет»

Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся соглашаются или не соглашаются с услышанным и объясняют свою точку зрения.

• искусственные системы созданы человеком;

• систему очень трудно разрушить;

• все природные системы являются открытыми;

• все искусственные системы являются закрытыми;

• природные системы гораздо проще искусственные;

• город - это искусственная система;

• организм - это живая система.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

неужели организм - это система? Для того чтобы окончательно согласиться с этим утверждением, давайте вспомним, что такое организм, и определим, соответствует ли он критериям системы.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Организм и органы

Задача 1. назовите тела живой и неживой природы. Какие из них являются организмами?

Организм - это любое живое тело (существо или растение), которому присуща определенная совокупность признаков и свойств: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, реагирования на раздражение, приспособления к условиям существования. К организмам относятся бактерии, грибы, животные, растения. Они составляют органический мир нашей планеты. Организмы имеют клеточное строение. Одни из них - одноклеточные, другие - многоклеточные (по количеству видов таких большинство). Многоклеточный организм состоит из клеток, которые выполняют различные функции.

Задание 2. Опираясь на конкретные примеры, докажите существование связей между живыми организмами.

Одна группа организмов, которые называют организмами-производителями, или автотрофами, способна образовывать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца или энергию, которая освобождается в химических реакциях. Автотрофами являются растения.

Другие организмы - животные, люди, грибы и большинство бактерий являются гетеротрофами, т.е. организмами-потребителями. Они потребляют готовые органические вещества.

Организмы живых существ состоят из компонентов - органов.

Орган - это часть организма, имеющая особую форму, строение, определенное место в организме и выполняющая определенную функцию.

Задача 3. приведите примеры органов и объясните, какую функцию они выполняют.

2. Органы растений. Практическая работа 1 «Знакомство со строением растений»

Ознакомимся подробнее с органами растений. Рассмотрим органы цветочной растения (к рассмотрению предлагаются комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочной растения», рисунки учебника).

Корень - осевой орган; он закрепляет растение в почве (опорная функция), поглощает из почвы воду и минеральные вещества (поглощающая функция) и проводит их в стебель, откладывает питательные вещества про запас (запасаюча функция).

Стебель - также осевой орган. Оно несет листья, поднимая их к свету, а также цветки и плоды, являются для них опорой (опорная функция). По стеблю из корня в листья движутся вода и минеральные вещества, а питательные вещества, которые образуются во время фотосинтеза, переходят из листьев в корень (ведущая функция). В стебле часто откладываются про запас питательные вещества.

Корень вместе со стеблем образуют побег - надземный орган растения.

Лист - боковой орган растений. Листья выполняют важные функции: фотосинтез, дыхание, испарение воды.

Цветок - особый орган растения, который выполняет только единственную функцию - размножение.

Все органы, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности, рост и развитие организма, называют вегетативными. У растений это корень, лист, стебель. Органы, которые обеспечивают процесс размножения, называются генеративными. Генеративными органами растений является цветок, плод, семена.

 

V. Закрепление изученного материала

Продолжение практической работы 1

Задача 4. Сделайте схематический рисунок цветочного растения. Подпишите ее главные органы.

Задание 5. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

 

Название органа

Особенности строения органа

Функции органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Используя приобретенные знания, сделайте вывод о том, можно ли считать организмы живыми системами.

 

VІ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Творческое задание «Мое любимое животное». Работу выполнить в виде книжечки-самоделки, плаката с рисунками и фотографиями, рассказы.

3. Опережающий: прорастить и посадить семян (фасоли, пшеницы, гороха, подсолнечника и др.).