УРОК 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
Цель: актуализировать знания учащихся о живой и неживой природе; сформировать понятия «система», научить различать особенности естественных и искусственных систем, приводить примеры естественных и искусственных систем; развивать умение вести наблюдение за окружающей средой; воспитывать интерес к изучению темы, самостоятельность мышления.
Оборудование: часы, цветок в горшке, игрушка «Лего» (машинка или робот), модель Солнечной системы, иллюстрации с изображением искусственных и природных систем.
Основные понятия: система, естественная система, искусственная система.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вступление к курсу природоведения 6 класса. Ознакомление со структурой курса, содержанию учебника, требованиям к оцениванию знаний учащихся, ведения рабочих тетрадей. Перечень необходимой литературы и дополнительной литературы.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Вопрос
• Вспомните, что вы изучали на уроках природоведения в 5 классе. Стали ли вам пригодятся приобретенные знания и умения?
• Какие объекты относятся к живой и неживой природы?
• Какие природные явления вы знаете? Для чего людям нужно изучать природу и явления, которые в ней происходят?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На уроках природоведения в 6 классе мы с вами продолжим изучать окружающий мир, наблюдать за объектами живой и неживой природы, проводить интересные опыты, которые помогут вам раскрыть некоторые тайны природных явлений, будем знакомиться с природой родного края, будем учиться бережно относиться к ней.
А начнем мы с загадки. На уроках естествознания прошлого года мы неоднократно использовали слово «система». Вспомним, например, Солнечную систему. А еще есть «Периодическая система химических элементов Менделеева».
А что на ваш взгляд, означает понятие «система»? (Прием «Мозговой штурм»)
ИV. Изучение нового материала
1. Понятие системы
Система - это совокупность тел (или частей), которые связаны между собой. Слово система греческого происхождения и означает «целое, состоящее из частей». При этом составные части системы не являются случайными, произвольно взятыми. Каждый компонент системы выполняет свою функцию и должен быть на своем месте, чтобы система работала. Между ними обязательно устанавливаются определенные связи, и каждая часть влияет на другие и сама зависит от них.
Задача 1. Посмотрите вокруг себя в классе или за окно и назовите примеры систем.
Задание 2. Назовите главные признаки систем (системы состоят из компонентов, причем система выполняет функции, которые не могут выполнять отдельные компоненты; каждый из компонентов выполняет определенную функцию).
2. Естественные и искусственные системы
Задача 3. Приводя примеры систем, вы называли цветок, игрушку, часы, телефон, компьютер, собаку, человека и т.д. Чем они отличаются? (Естественные и искусственные) Рассмотрите рисунки естественных и искусственных экосистем в учебнике. Запишите примеры природных и искусственных систем.
Следовательно, природные системы существуют в природе и состоят из компонентов живой и / или неживой природы. Некоторые природные системы создал человек (аквариум, сад), а некоторые, например Вселенная, Земля, Галактика, образовались самостоятельно (естественно). Искусственные системы - это творения человека.
V. Закрепление изученного материала
Задание 4 (работа в парах)
Нарисуйте в тетради естественную и искусственную систему и подпишите названия ее компонентов.
Вопрос
• Что такое система? Какие главные признаки характеризуют систему?
• Какие системы вы изучали в прошлом году?
• С какими системами мы познакомились на этом уроке?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Описать одну из искусственных систем, которая, на ваш взгляд, является наиболее полезной для людей.
3. Составить загадку про одну из естественных или искусственных систем.