ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 1. ВСТУПЛЕНИЕ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, СЛОЖИВШИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД. ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К НАПИСАНИЮ ЦИФР
Цель: познакомить детей с предметом математика; закрепить представление о расположении предметов на плоскости и в пространстве с использованием слов ближе, дальше, слева, справа, внизу, вверху, слева, справа, между, под, над, на, впереди, позади, рядом. Развивать внимание; воспитывать интерес к изучению математики.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
- Сегодня у вас первый урок математики. Это интересная и важная наука. Говорят, что математика - это королева наук, гимнастика для ума.
Изучать математику поможет вам учебник, который называется «Математика».
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Ознакомление с учебником
- Возьмите в руки учебник и рассмотрите его. Эта книга - ваш первый учебник по математике. Конечно, что вы подружитесь с ней.
- Чем она начинается? Прежде всего вы видите обложку. Это лицо (или одежду) книги, это то, что внешне отличает ее среди других книг.
- О чем рассказывает обложка учебника «Математика»?
- Нравится ли вам рисунок на ней?
- Кто будет путешествовать вместе с вами страной Математика?
- Посчитайте, сколько всего животных?
- Переверните обложку,- увидите лист бумаги, соединяющий ее со страницами,- форзац. Форзацев - два.
- Что изображено на первом форзаце?
- Это математическое городок. Почему его так назвали?
- Что изображено на втором форзаце? О чем рассказывают эти рисунки?
- Рассмотрите следующие страницы - титульный лист и его оборот. О чем вы узнали?
- На третьей странице учебника помещено обращение к читателю.
Учитель читает обращение авторов учебника на с. 3, знакомит учащихся с условными обозначениями, которые есть в учебнике.
- О чем рассказали авторы учебника?
- Чего они вам желают?
- Что означают условные обозначения?
2. Работа по учебнику (с. 4-5)
Задача 1
- Кто нарисован? Посчитайте, сколько животных?
- Кто ближе? Кто - дальше? Кто - слева? Кто - справа?
Задание 2
- Что делает петушок?
- Кого он пытается увидеть?
- Сколько зверушек?
- Кого увидел петушок в бинокль?
- Кого не увидел?
Задание 3
- Что вы видите?
- Где это происходит?
- Кто выступает на арене цирка?
- Опишите картинку, используя слова: в, на, под, над, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, за.
Задание 4
Работа в тетради. Письмо палочек по образцу.
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с предметными рисунками
- Какие предметы на доске выставлены слева? Какие - направо?
- Посчитайте сначала котят, а потом - щенков.
Учитель выставляет три ряда грибочков.
- Сколько грибочков в каждой строке?
- Сколько грибочков в верхней строке?
- Сколько в нижнем?
- Сколько грибочков в третьем сверху ряду?
2. Игра на внимание «День, ночь»
- Запомните животных на кораблике. «Ночь» - закройте глазки. (Учитель убирает рисунок 1.) «День» - откройте глазки. Животное исчезла?
3. Игра «Сложи узор»
У детей лежат три круга - зеленый, желтый, красный и два квадрата - синий, оранжевый.
Работа выполняется под диктовку учителя.
- Положите кружочки так, чтобы вверху был красный круг, а желтый - между красным и зеленым. Справа от желтого круга положите синий квадрат, слева - оранжевый квадрат.
- Вышла цветочек.
- Посмотрите, как расположены кружочки.
Цвет вверху? по центру? внизу?
- Где можно увидеть одновременно все эти три цвета? (На светофоре)
- Что обозначает красный цвет? желтый? зеленый?
4. Упражнение на закрепление
- Поднимите вверх правую руку, левую. Коснитесь парты левым коленом, правым. Встаньте и повернитесь вправо, влево.
- Кто сидит от вас справа, слева?
Учитель ставит на стол Буратино. Возле его правой ноги кладет кубик, а у левой - мяч.
- Что расположено справа от Буратино? Что - влево?
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Дети, давайте вспомним, какие задания мы выполняли на уроке?
- Мы считали? Мы играли? Рисовали?
- Вам понравился урок? Тогда до новых встреч в стране Математика.