Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 2

Тема. Повторение курса начальной школы

 

Цель: повторить название компонентов действий умножения и деления, зависимость между компонентами этих действий и понятия числового выражения, правила порядка выполнения действий при нахождении значений числовых выражений.

Тип урока: повторение; систематизация знаний учащихся.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Устное фронтальное опрос

- Как называются числа в записи: 35 + 7 = 42; 48 - 9 = 39?

- Как проверить, верны ли эти записи?

- Как найти неизвестное число х каждой из равенств: х + 30 = 40; х - 30 = 40;

40 - х = 30? Почему?

 

II. Повторение и систематизация знаний

Как выполняется умножение? Как выполняется деление? Ученики отвечают на вопросы и выполняют задания).

- Прочитайте выражение и найдите его значение:
а) 20 · 7; б) 30 · 9; в) 5 · 40; г) 24 : 8; д) 60 : 6; ж) 72 : 9?

- Как называются числа при умножении? Как проверить, правильно ли выполнено умножение?

- Как называются числа при делении? Как проверить, правильно ли выполнено деления? Всегда ли можно выполнить деление?

После получение ответов учащимся предлагаются для выполнения устные упражнения.

1. Найдите произведение: 12 и 4; 5 и 20; 13 и 6; 10 и 100.

2. Поделите: 36 на 12; 55 на 11; на 8 число 96.

3. У школы растут каштаны и тополя: каштанов - 7, а тополей в 3 раза больше. Сколько всего деревьев растет возле школы?

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ ДЕЛЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ

Вопрос к классу

- Как найти неизвестный множитель х, если известен произведение двух чисел 36 и один из множителей 4? (4 · х = 36; х = 36 : 4, х = 9)

- Как найти неизвестное делимое в, если известна доля 7 и делитель 5? (у : 5 = 7; в = 7 · 5; в = 35)

- Как найти делитель к, если известно делимое 15 и часть 3? (15 : k = 3; k = 15 : 3; k = 5)

Следовательно, чтобы найти:

· неизвестный множитель, нужно...

· неизвестное делимое, надо...

· неизвестный делитель, надо...

Устные упражнения

Решите уравнение:

а) 7 · х = 28;

б) у - 5 = 40;

в) 9 · а = 45;

г) х : 6 = 3;

д) k : 10 = 6;

е) 30 : y = 5;

ж) 54 : k = 6.

 

ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Решите задачу.

В трех клетках по 2 кролики, а в четырех клетках - по 3 кролики. Сколько всего кроликов в клетках?

Решения. В первых трех клетках было 3 · 2 кролики, а во вторых чотирьох - 4 · 3 кролики. А всего в клетках было 3 · 2 + 4 · 3 кроликов.

- Как называются такие (как 3 · 2 + 4 · 3) записи?

- Как будет названо то число (3 · 2 + 4 · 3 = 18), что получим в результате выполнения действий?

- В каком порядке надо выполнять действия в числовом выражении (3 · 2 + 4 · 3)? А в других видах числовых выражений?

Итак:

· числовое выражение показывает, какие действия и в каком порядке надо выполнить над числами, входящие в его состав;

· число, что получим в результате выполнения действий,- значение числового выражения.

Правила порядка выполнения действий при вычислении значений числовых выражений:

1) если в выражении нет скобок, то сначала выполняют действия II ступени (умножение и деление), а затем действия И степени (сложение и вычитание) в том порядке, как они записаны;

2) если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках.

 

Устные упражнения

1. Вычислите:

а) 12 · 5 + 1;

б) 12 · 5 - 1;

в) 12 · (5 + 1);

г) 12 · (5 - 1);

д) 12 : (5 + 1);

е) 12 : (5 - 1).

2. Вычислите:

а) 600 - 200 + 400 - 700 + 300;

б) 800 : 4 · 3 : 100 · 5.

 

III. Отработка навыков

Решение задач № 46 (1-3); (6-8), № 47 (1; 2).

1. Найдите неизвестное число и сделайте проверку:

а) х - 81 = 1458;

б) в : 59 = 708;

в) 4200 : k = 28.

2. В записи 7 · 9 + 12 : 3 - 2 расставьте скобки так, чтобы значения числового выражения равнялось : а) 23; б) 75.

3. В записи 1*2*3*4*5 запишите * знаками действий и расставьте скобки так, чтобы значение полученного выражения равнялось 100.

 

IV. Домашнее задание

п. 1, № 15; п.2, № 49.