УРОК 2
Тема. Повторение курса начальной школы
Цель:
повторить название компонентов действий умножения и деления, зависимость
между компонентами этих действий и понятия числового выражения, правила порядка
выполнения действий при нахождении значений числовых выражений.
Тип
урока: повторение; систематизация знаний учащихся.
Ход
урока
И.
Проверка домашнего задания
Устное
фронтальное опрос
- Как
называются числа в записи: 35 + 7 = 42; 48 - 9 = 39?
- Как
проверить, верны ли эти записи?
- Как
найти неизвестное число х каждой из равенств: х + 30 = 40; х - 30 = 40;
40 - х = 30? Почему?
II. Повторение и систематизация знаний
Как
выполняется умножение? Как выполняется деление? Ученики
отвечают на вопросы и выполняют задания).
- Прочитайте выражение и
найдите его значение:
а) 20 · 7; б) 30 · 9; в) 5 · 40; г) 24 : 8; д) 60 : 6; ж) 72 : 9?
- Как
называются числа при умножении? Как проверить, правильно ли выполнено умножение?
- Как
называются числа при делении? Как проверить, правильно ли выполнено
деления? Всегда ли можно выполнить деление?
После
получение ответов учащимся предлагаются для выполнения устные упражнения.
1. Найдите
произведение: 12 и 4; 5 и 20; 13 и 6; 10 и 100.
2. Поделите:
36 на 12; 55 на 11; на 8 число 96.
3. У
школы растут каштаны и тополя: каштанов - 7, а тополей в 3 раза больше. Сколько
всего деревьев растет возле школы?
ЗАВИСИМОСТЬ
МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ ДЕЛЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ
Вопрос
к классу
- Как
найти неизвестный множитель х, если известен произведение двух чисел 36 и один из
множителей 4? (4 · х = 36; х = 36 : 4, х = 9)
- Как найти неизвестное
делимое в, если известна доля 7 и делитель 5? (у : 5 = 7; в = 7 · 5; в =
35)
- Как
найти делитель к, если известно делимое 15 и часть 3? (15 : k = 3; k = 15 : 3; k = 5)
Следовательно,
чтобы найти:
· неизвестный множитель, нужно...
· неизвестное делимое, надо...
· неизвестный делитель, надо...
Устные
упражнения
Решите
уравнение:
а)
7 · х = 28;
б)
у - 5 = 40;
в) 9 · а = 45;
г)
х : 6 = 3;
д)
k : 10 = 6;
е)
30 : y = 5;
ж) 54 : k = 6.
ЧИСЛОВЫЕ
ВЫРАЖЕНИЯ
Решите
задачу.
В
трех клетках по 2 кролики, а в четырех клетках - по 3 кролики. Сколько всего
кроликов в клетках?
Решения.
В первых трех клетках было 3 · 2 кролики, а во вторых чотирьох - 4 · 3 кролики. А всего в клетках было 3 · 2 + 4 · 3 кроликов.
- Как
называются такие (как 3 · 2
+ 4 · 3) записи?
- Как
будет названо то число (3 · 2 + 4 · 3 = 18), что получим в результате выполнения действий?
- В
каком порядке надо выполнять действия в числовом выражении (3 · 2 + 4 · 3)? А
в других видах числовых выражений?
Итак:
· числовое выражение показывает, какие действия и в каком порядке надо
выполнить над числами,
входящие в его состав;
· число, что получим в результате выполнения действий,- значение
числового
выражения.
Правила
порядка выполнения действий при вычислении значений числовых выражений:
1) если
в выражении нет скобок, то сначала выполняют действия II ступени (умножение
и деление), а затем действия И степени (сложение и вычитание) в том порядке, как
они записаны;
2) если
в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках.
Устные
упражнения
1.
Вычислите:
а) 12 · 5 + 1;
б) 12 · 5 - 1;
в) 12 · (5 + 1);
г) 12 · (5 - 1);
д) 12 : (5 +
1);
е) 12 : (5 - 1).
2.
Вычислите:
а) 600 - 200 + 400
- 700 + 300;
б) 800 : 4 · 3 :
100 · 5.
III. Отработка
навыков
Решение
задач № 46 (1-3); (6-8), № 47 (1; 2).
1. Найдите
неизвестное число и сделайте проверку:
а)
х - 81 = 1458;
б)
в : 59 = 708;
в)
4200 : k = 28.
2. В
записи 7 · 9
+ 12 : 3 - 2 расставьте скобки так, чтобы значения числового выражения равнялось
: а) 23; б) 75.
3. В
записи 1*2*3*4*5 запишите * знаками действий и расставьте скобки так, чтобы значение полученного
выражения равнялось 100.
IV. Домашнее задание
п. 1, № 15; п.2, №
49.