Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 3

Тема. Ряд натуральных чисел

 

Цель: обобщить и углубить знания учащихся о натуральные числа; формировать умение распознавать натуральные числа, приводить их примеры.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

@ Поскольку тема не является новой для пятиклассников, целесообразно провести с учащимися беседу:

- Сколько тебе лет?

- Сколько цветов в радуги?

- Сколько предметов ты будешь изучать в этом учебном году?

После получения ответов учитель напоминает ученикам, что названные числа имеют нечто общее - используются для счета, поэтому называются натуральными числами.

После этого можно предложить учащимся привести примеры натуральных чисел, означающих количество учеников в ряду, количество учеников в классе и т.д. (при этом учащиеся повторяют, как записываются и читаются багатоцифрові числа).

Далее учитель предлагает учащимся дать ответ на вопрос:

- Какую часть недели составляют рабочие дни?

- Какую часть учебного года составляет один семестр?

- Какую часть года составляет лето?

- Сколько в классе учится человек, возрастом старше 20 лет?

Каждое из названных чисел ученики (или учитель) записывают на доске (и в тетрадях), после чего учитель спрашивает учащихся, являются ли эти числа натуральными. После этого учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на том, что:

1) числа, которые используются во время счета предметов, является натуральными;

2) не все числа, которые знаем, являются натуральными.

Теперь ученики готовы воспринимать дополнительные знания о свойство натуральных чисел.

 

II. Изучение нового материала

@ Этот этап урока также целесообразно провести в виде эвристической беседы. Для получения знаний об основных свойства натуральных чисел целесообразно предложить учащимся, например, такие вопрос:

- Если надо посчитать количество учеников в классе (тетрадей на парте, этажей в доме и т.д.), то с какого числа начинаем счет? Итак, какое натуральное число является наименьшим?

- Как отличается каждое следующее число от предыдущего? А от следующего?

- Какое натуральное число предшествует числу 365, стоит за числом 349?

После ответов на вопрос учитель вместе с учениками делает важные выводы:

1. Наименьшим натуральным числом является 1.

2. Наибольшего натурального числа не существует.

3. Все натуральные числа, записанные в порядке рост, образуют ряд натуральных чисел.

Например: 1, 2, 3, 4, 5, ... - ряд натуральных чисел; 1, 2, 4, 5 - не является рядом натуральных чисел.

 

III. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Устные упражнения

1. Назовите 14 первых натуральных чисел (ученики с места называют по очереди по одному числу в прямом и обратном направлениях).

2. Есть в ряду натуральных чисел: 1) меньше число; 2) наибольшее число?

3. Или каждое число в ряду натуральных чисел имеет: 1) следующее число; 2) предыдущее число?

4. Чего не хватает в записи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, ... чтобы он обозначал натуральный ряд?

5. Дан натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, ... Сколько натуральных чисел стоит в нем между числами 2 и 6; 2 и 9; 2 и 12 (после простого подсчета предложить определить закономерность: между п и п + k содержится k - 1 натуральное число)?

Письменное выполнение упражнений (с комментарием учеников с места или у доски)

№№ 5; 6; 8; 10. (Повторить еще раз вывод, сделанный при решении устных упражнений.)

Дополнительно

Разгадайте анаграмму и найдите лишнее слово: ОСЛИЧ; ЛЬНУ; РІДБ; НАСІТ.

(Решение. Число; нуль; дробь; стена; лишнее - стена.)

 

IV. Итог урока

Перед объявлением домашнего задания целесообразно еще раз повторить с учащимися основные понятия, были рассмотрены на уроке.

- Какие числа есть натуральными?

- Приведите примеры чисел, не являющихся натуральными.

- Назовите наименьшее натуральное число.

- Существует больше натуральное число?

- Запись называется рядом натуральных чисел? Сколько натуральных чисел стоит в натуральном ряду между 100 и 900?

 

V. Домашнее задание

§1, п. 1, №№ 7; 9; 11.