УРОК 1
Тема. Вступление. Повторение материала за курс начальной школы
Цель:
повторить определения действий сложения и вычитания, зависимости между компонентами
этих действий.
Тип
урока: повторение и систематизация знаний.
Ход
урока
И.
Вступление
@
После первого знакомства с классом уместным будет небольшое вступительное слово,
в котором учитель на свое усмотрение может рассказать ученикам интересные факты
относительно значения математики в истории человечества и в современном жизни или же
предложить ученикам послушать такой рассказ.
Если в темную
безоблачную ночь посмотреть на небо, можно увидеть множество звезд. Ближайшей к нам звездой является Солнце. Вокруг Солнца двигаетсяются 9 планет и среди них наша планета - Земля.
Земля имеет форму шара, вокруг которой
замкнутой кривой вращается ее спутник - Луна.
По
помощью математики люди научились определять расстояние до звезд,
высоту гор и глубину океанов, рассчитывать прочность зданий, машин, космических
аппаратов и многого другого, необходимого людям. Наведемо некоторые интересные
сведения.
Луч
света проходит за секунду 300 000 км. От Солнца до Земли он
идет 8 минут 18 секунд, а до самой дальней планеты Плутон луч Солнца достигнет более
чем за 5 дней.
Менее
чем поверхности
Земли занимает суша, и более чем занимают
моря и океаны. В воздухе содержится воды в 11 раз
больше, чем во всех реках земного шара. Самая высокая вершина
земного шара - Эверест (в Гималаях), ее высота 8848 м, а самая глубокая впадина -
Марианская (Тихий океан) - ее глубина 11 022 м.
Для
обеспечение жизни почти 6 млрд. жителей Земли ежегодно собирается 1200 млн. т
зерна, из морских глубин вылавливается 70 000 000 т различной
рыбы, выращивается 100 000 000 т мяса домашних животных. Для своих нужд
население Земли использует большое количество топлива, для чего ежегодно
с воздуха расходуется 4900 млн. т кислорода и выделяется 5800 млн. т углекислого газа,
что отравляет воздух.
II. Повторение и систематизация
Вопрос к классу
- Как
выполняется добавление? вычитание?
- Как
называются числа при добавлении?
- Как
проверить, правильно ли выполнено сложение?
- Как
называются числа при вычитании?
- Как
проверить, правильно ли выполнено вычитание?
- Или
всегда можно выполнить вычитание?
После
этого учащимся можно предложить выполнить следующие устные упражнения:
1. Добавьте: 58 и 9; 7 и 19; 45 и 24; 62 и 39.
2. Отнимите: 7 от 15; 6
22; от 42 число 9; от 46 число 9.
3.
Сосна выше тополя на 5 м, а тополь выше дуб на 3
м. Высота дуба 14 м. Найдите высоту сосны.
ЗАВИСИМОСТЬ
МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
Вопрос к классу
- Как
найти неизвестное слагаемое х, если известна сумма двух слагаемых 500 и один из слагаемых
200?
(Вопрос
и ответ желательно сопровождать записью на доске:
х + 200 = 500, х =
500 - 200, х = 300)
Как
найти уменьшающееся в, если известна разница 40 и вычитаемое 80?
(в - 80 = 40, в =
40 + 80, в = 120)
- Как
найти вычитаемое к, если известно уменьшающееся 150 и разница 50?
(150 - k = 50, k = 150 - 50, k = 100)
Следовательно,
чтобы найти:
· неизвестное слагаемое, надо...
· неизвестное уменьшающееся, надо...
· неизвестное вычитаемое, надо...
Вместе
с учителем учащиеся повторяют правила, после чего можно запропонуваты устные
упражнения.
1. Решите
уравнение:
а)
х + 30 = 45;
б)
24 + а = 50;
в)
х - 12 = 38;
г)
40 - у = 17.
2. Масса
арбуза и дыни вместе 12кг. Масса дыни 5 кг. Чему равна масса арбуза?
III. Решение упражнений на повторение
1.
Выполните действия и сделайте проверку:
а)
108 040 + 94 087;
б)
27 315 - 8 564;
в)
600 100 - 43 507.
2.
Решите уравнение и сделайте проверку:
а) х + 174 = 382;
б) 570 + х = 630;
в) 720 - в = 280;
г) k - 325 = 647.
@
(Поскольку этот урок является первым в учебном году, целесообразным будет почуткость к
о правильном запись во время сложение и вычитание чисел «в столбик».)
3. С
летописи известно, что зимой 401 года Черное море покрылось льдом. Такое
явление повторилось через 610 лет, а потом еще через 609 лет. Вычислите, в которые
именно годы имели место эти необычайные явления природы и сколько времени
прошло после последнего из них.
4. №
16.
IV.
Итог урока
В конце
урока уместно еще раз повторить с учащимися основные правила,
о которых говорилось на уроке и напомнить ученикам, что именно эти правила и властиности
надо будет использовать во время решения домашнего задания.
V.
Домашнее задание
п.
1, № 13 (1-8); 14; 17.