Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 1

Тема. Вступление. Повторение материала за курс начальной школы

 

Цель: повторить определения действий сложения и вычитания, зависимости между компонентами этих действий.

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

Ход урока

И. Вступление

@ После первого знакомства с классом уместным будет небольшое вступительное слово, в котором учитель на свое усмотрение может рассказать ученикам интересные факты относительно значения математики в истории человечества и в современном жизни или же предложить ученикам послушать такой рассказ.

Если в темную безоблачную ночь посмотреть на небо, можно увидеть множество звезд. Ближайшей к нам звездой является Солнце. Вокруг Солнца двигаетсяются 9 планет и среди них наша планета - Земля. Земля имеет форму шара, вокруг которой замкнутой кривой вращается ее спутник - Луна.

По помощью математики люди научились определять расстояние до звезд, высоту гор и глубину океанов, рассчитывать прочность зданий, машин, космических аппаратов и многого другого, необходимого людям. Наведемо некоторые интересные сведения.

Луч света проходит за секунду 300 000 км. От Солнца до Земли он идет 8 минут 18 секунд, а до самой дальней планеты Плутон луч Солнца достигнет более чем за 5 дней.

Менее чем поверхности Земли занимает суша, и более чем занимают моря и океаны. В воздухе содержится воды в 11 раз больше, чем во всех реках земного шара. Самая высокая вершина земного шара - Эверест (в Гималаях), ее высота 8848 м, а самая глубокая впадина - Марианская (Тихий океан) - ее глубина 11 022 м.

Для обеспечение жизни почти 6 млрд. жителей Земли ежегодно собирается 1200 млн. т зерна, из морских глубин вылавливается 70 000 000 т различной рыбы, выращивается 100 000 000 т мяса домашних животных. Для своих нужд население Земли использует большое количество топлива, для чего ежегодно с воздуха расходуется 4900 млн. т кислорода и выделяется 5800 млн. т углекислого газа, что отравляет воздух.

 

II. Повторение и систематизация

Вопрос к классу

- Как выполняется добавление? вычитание?

- Как называются числа при добавлении?

- Как проверить, правильно ли выполнено сложение?

- Как называются числа при вычитании?

- Как проверить, правильно ли выполнено вычитание?

- Или всегда можно выполнить вычитание?

После этого учащимся можно предложить выполнить следующие устные упражнения:

1. Добавьте: 58 и 9; 7 и 19; 45 и 24; 62 и 39.

2. Отнимите: 7 от 15; 6 22; от 42 число 9; от 46 число 9.

3. Сосна выше тополя на 5 м, а тополь выше дуб на 3 м. Высота дуба 14 м. Найдите высоту сосны.

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

Вопрос к классу

- Как найти неизвестное слагаемое х, если известна сумма двух слагаемых 500 и один из слагаемых 200?

(Вопрос и ответ желательно сопровождать записью на доске:

х + 200 = 500, х = 500 - 200, х = 300)

Как найти уменьшающееся в, если известна разница 40 и вычитаемое 80?

(в - 80 = 40, в = 40 + 80, в = 120)

- Как найти вычитаемое к, если известно уменьшающееся 150 и разница 50?

(150 - k = 50, k = 150 - 50, k = 100)

Следовательно, чтобы найти:

· неизвестное слагаемое, надо...

· неизвестное уменьшающееся, надо...

· неизвестное вычитаемое, надо...

Вместе с учителем учащиеся повторяют правила, после чего можно запропонуваты устные упражнения.

1. Решите уравнение:

а) х + 30 = 45;

б) 24 + а = 50;

в) х - 12 = 38;

г) 40 - у = 17.

2. Масса арбуза и дыни вместе 12кг. Масса дыни 5 кг. Чему равна масса арбуза?

 

III. Решение упражнений на повторение

1. Выполните действия и сделайте проверку:

а) 108 040 + 94 087;

б) 27 315 - 8 564;

в) 600 100 - 43 507.

2. Решите уравнение и сделайте проверку:

а) х + 174 = 382;

б) 570 + х = 630;

в) 720 - в = 280;

г) k - 325 = 647.

@ (Поскольку этот урок является первым в учебном году, целесообразным будет почуткость к о правильном запись во время сложение и вычитание чисел «в столбик».)

3. С летописи известно, что зимой 401 года Черное море покрылось льдом. Такое явление повторилось через 610 лет, а потом еще через 609 лет. Вычислите, в которые именно годы имели место эти необычайные явления природы и сколько времени прошло после последнего из них.

4. № 16.

 

IV. Итог урока

В конце урока уместно еще раз повторить с учащимися основные правила, о которых говорилось на уроке и напомнить ученикам, что именно эти правила и властиности надо будет использовать во время решения домашнего задания.

 

V. Домашнее задание

п. 1, № 13 (1-8); 14; 17.