Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 8 классов

Урок № 2

Тема. Выпуклые четырехугольники. Сумма углов четырехугольника

 

Цель: сформировать представление о внутреннюю область четырехугольника, понятие выпуклого и невыпуклого четырехугольников, угла выпуклого четырехугольника, соседних и противоположных углов выпуклого четырехугольника. Сформировать первичные умения:

· воспроизводить изученные определения;

· различать на готовых рисунках изученные объекты;

· изображать изученные объекты на рисунке.

Сформировать осознанное понимание содержания теоремы о сумме углов выпуклого четырехугольника и умение ее применять при решении задач.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Наглядность и оборудование: конспект «Четырехугольники».

Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Для проверки усвоения учащимися содержания основных понятий, рассмотренных на предыдущем уроке, можно провести математический диктант.

Математический диктант

 

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполните изображение четырехугольника MNKP

      STOR

Обозначьте на рисунке пару противоположных сторон

противоположных вершин

2. Как называются отрезки, соединяющие противоположные вершины четырехугольника?

2. Чем является в четырехугольнике конце его диагонали?

3. Какие из вершин четырехугольника АМОР являются соседними к вершине А?

3. Какие из сторон четырехугольника ВСКМ являются соседними в стороны КМ?

4. Одна из сторон четырехугольника вдвое больше каждой из других сторон. Зная, что периметр четырехугольника равен 40 см, найдите длину

втрое меньше

большей из сторон

меньшей из сторон

 

III. Формулировка цели и задач урока

С целью лучшего осознания учащимися учебного материала урока целесообразно использовать прием аналогии. Для этого сравним определение треугольника и его элементов с обозначением четырехугольника и его элементов. Во время сравнения определений повторяем определение внутреннего угла треугольника и теорему о сумме всех его углов. Следовательно, возникает вопрос о существовании аналогичной теоремы о сумме внутренних углов четырехугольника. Ответ на этот вопрос и является основной дидактической целью урока.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение устных упражнений по готовым рисункам

 

1.

Дано: АВ = ВС, AD = DC.

Доказать: A = C

2.

Дано: АD || ВС.

Доказать: C + D = 180°

3.

Дано: 1 = 2, 3 = 4.

Доказать: AB = AD, BC = CD

4.

Дано: АВ = А,D, С,B = СD.

Доказать: AC BD

5.

Дано: AB = DC, BC = AD.

Доказать: 1 = 2

 

V. Усвоение знаний

План изучения нового материала

1. Внутренняя область четырехугольника.

2. Выпуклый четырехугольник.

3. Внутренний угол выпуклого четырехугольника.

4. Свойство внутренних углов выпуклого четырехугольника.

@ Во время подготовки к изложению материала относительно понятия выпуклого четырехугольника по новому учебнику учителю следует обратить внимание на другой подход к изложению этого вопроса, а именно: сначала вводится понятие внутренней области четырехугольника (в дальнейшем используется для введения понятия площади многоугольника), а затем формируется представление о двух возможных случаях взаимного расположения прямой, содержащей сторону четырехугольника, относительно внутренней области четырехугольника: прямая или пересекает или не пересекает эту внутреннюю область. Далее на основе этого представления формируется понятие выпуклого (и невыпуклого) четырехугольника, которое закрепляется во время работы с готовыми рисунками. Что касается понятия угла выпуклого четырехугольника (внутреннего), а также теоремы о сумме углов выпуклого четырехугольника, то эти вопросы в новом учебнике освещаются по таким же принципам, как и в традиционных учебниках геометрии (как, в частности, в учебнике Геометрия. 7-9 / Под ред. О. В. Погорелова).

Задачи. На каком из приведенных рисунков изображен выпуклый четырехугольник (см. рис. 1)?

 

 

VI. Формирование умений и навыков

Выполнение устных упражнений

1. Могут ли все углы выпуклого четырехугольника быть острыми? тупыми? прямыми?

2. Может ли выпуклый четырехугольник иметь три острые углы? три тупые углы? две прямые углы? три прямые углы и один косвенный?

3. Могут ли углы треугольника равны трем углам четырехугольника? Ответ обоснуйте.

Выполнение графических упражнений

Проведите две параллельные прямые. Отметьте на одной из них точки А и D, а другие - точки В и С так, чтобы при последовательном соединении этих точек образовался четырехугольник ABCD.

а) является построенный четырехугольник выпуклым? Почему?

б) Измерьте внешние углы четырехугольника ABCD (по одному при каждой вершине) и вычислите их сумму.

Выполнение письменных упражнений

1. Два угла четырехугольника равны 80° и 100°, а два другие углы имеют равные градусные меры. Найдите наибольший угол четырехугольника.

2. Найдите углы четырехугольника, если один из них вдвое меньше второго, на 20° меньше третьего и на 40° меньше четвертого.

3. Периметры четырехугольников ABCD и ABCD1 уровне. Может ли один из этих четырехугольников быть выпуклым, а второй - неопуклим? Ответ подтвердите рисунком.

 

VII. Итоги урока

Задачи. В приведенных утверждениях найдите и исправьте ошибку:

1) сумма углов любого четырехугольника равна 360°;

2) четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек, никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырех отрезков, последовательно соединяющих эти точки;

3) диагональ четырехугольника - это отрезок, соединяющий две вершины четырехугольника;

4) выпуклый четырехугольник - это четырехугольник, который не пересекается прямой.

 

VIII. Домашнее задание

Изучить содержание понятий, рассмотренных на уроке (см. конспект), и доказательства теоремы о сумме углов выпуклого четырехугольника. Решить задачи.

1. Найдите углы четырехугольника ABCD, если A = B, C = D, а сумма углов А и В равна 160°.

2. Найдите наименьший угол четырехугольника, если суммы его углов, взятых по три, равны 240°, 260° и 280°.

3. Если один из углов выпуклого четырехугольника - острый, то в этом четырехугольнике обязательно есть тупой угол. Докажите.