Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 10 классов

УРОК 2

Тема. Обзор свойств основных функций

Цель урока: Повторение и обобщение свойств элементарных функций: у = kx + b, у = , у = х2, у= х3, у = , у = , у = αх2 + bx + с.

И. Проверка домашнего задания

1. Один ученик объясняет решение упражнения № 1 (5), второй - № 2 (5).

2. Математический диктант.

Закончите математические утверждения.

1) Областью определения функции у = является ...

2) Областью определения функции у = является ...

3) Областью значений функции у = х2 +1 есть ...

4) Если для функции у = f(x) выполняется равенство f(-x) = f(x) для всех х D(f), то функция ...

5) График нечетной функции симметричен относительно..

6) Если для любых значений х1 и х2 из области определения функции у = f(x) при условии х1 х2 следует, что у1 у2 то функция ...

Ответ:

1) (-;l) (l;+); 2) [1;+); 3) [1;+); 4) парная; 5) начала координат; 6) возрастающая.

 

II. Повторение и обобщение свойств основных видов функций

Повторение и обобщение свойств изученных видов функций провести путем фронтальной беседы и результаты занести в таблицу 1.

Выполнение упражнений

1. Постройте графики функций

а) у = х - 2; б) у = 3 - х; в) у = х2 - 2х; г) у = х2 - 4х + 3; д) у = 4х - х2

Ответ:


 

 

 

 

 

 

III. Формирование умений учащихся находить область определения функции и исследовать функцию на четность (нечетность)

Выполнение упражнений № 1 (8; 11) и № 2 (11-12)

 

IV. Подведение итогов урока

 

V. Домашнее задание

Раздел И § 1 п. 2. Вопросы и задания для повторения № 13 - 26; Упражнения№ 1 (13; 6), № 2 (7; 10).

 


Таблица 1

 


б) f(x) = в точках 3; 12; 52.

Ответ: а) f(1) = 2, f(-1) = 0; f(5) = 1,2;

б) f(3) = 0; f(12) = 3; f(52) = 7

2. Функция задана формулой у = x2 на области определения D = {-3; -2; -1; 0; 1; 2; 3}. Задайте ее с помощью:

а) таблицы; б) графика.

Ответ:

a)

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

 

y

9

4

1

0

1

4

9

б) рис. 1

 

3. Найдите область определения функции:

а) у = х2 + х3; б) ; в) ; д) ; е) .

Ответ:

a) D(y) = R; б) D(y) = (-; 3) (3; +); в) D(y) = (-;-2) (-2;0) (0;+); г) D(y) = (-; -3) (-3; 3) (3; +); д) D(y) = (-l) (l;4) (4;+); в) D(y) = [-6;+).

4. Найдите область значений функции: а) у =; б) у = -1.

Ответ: а) Е(у) = [2; +); б) Е(у) = [1; +).

 

 

 

 

 

5. Для функций, графики которых изображены на рис. 2, укажите D(y) и Е(у).

 

 

 

 

Рис. 2

 

Ответ:

а) D(у) = [-1;1]; Е(у) = [0;1];

б) D(y) = [-1;1]; E(y) = [-2;2];

в) D(y) = (-1;1); E(у) = R;

г) D(y) = R; Е(у) = (-1;1).

6. Какие из линий, изображенных на рисунке 3, является графиком функции? Почему?

Ответ: а); в).

III. Систематизация и обобщение знаний учащихся о убывающие, возрастающие, четные и нечетные функции.

Функция у = f(x) называется возрастающей (рис. 4), если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, т.е. для любых значений х1 и х2 из области определения функции таких, что х1 х2, выполняется неравенство f(x1) f(x2) и наоборот: из того, что f(x1) f(x2) выполняется неравенство х1 х2.

 

 

 

 


Функция у = f(x) называется убывающей (рис. 5), если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, т.е. для любых значений х1 и х2 из области определения функции таких, что х1 х2, выполняется неравенство f(x1) > f(x2) и наоборот: если у = f(x) - убывающая, то из того, что f(x1) > f(x2), выполняется неравенство х1 х2.

Выполнение упражнений

1. Пользуясь графиками функций, изображенных на рисунке 6, укажите промежутки возрастания и убывания функций.

 

Ответ:

а) на каждом из промежутков[-1;0], [1;2] функция возрастает на каждом из промежутков[-2;-1], [0;1] функция спадает;

б) на каждом из промежутков[-3;-2], [1;2] функция убывает; на промежутке [-2;1] функция возрастает;

в) на промежутке (-;-1] функция убывает, на промежутке [-1; 1] функция постоянна на промежутке [1;+) функция возрастает.

2. Функция у = f(x) возрастающая. Сравните: а) f(10) и f(-10); б) и .

Ответ: а) f(10) > f(-10); б) .

3. Функция у = f(x) - убывающая на R. Сравните: а) f(10) и f(-10); б) и .

Ответ: а) f(10) f(-10); б) > .

4. Найдите промежутки возрастания и убывания функции:

а) у = x - 3; б) у = -x + 3; в) у = x2 + 1; г) у = -х2 + 1.

Ответ:

а) возрастает на R;

б) убывает на R;

в) возрастает на промежутке [0;+) и убывает на промежутке (-;0];

г) возрастает на промежутке (-;0] и убывает на промежутке [0;+).


 

Функция у = f(x) называется парной, если для любого значения х из D(y) значение - х также принадлежит D(y) и выполняется равенство f(-x) = f(x).

График четной функции симметричен относительно оси ОУ (рис. 7).

 

Пример 1. Или четная функция f(x) = χ4 + χ2 ?


Поскольку D(f) = R и f(-x) = (-х)4 + (-x)2 = х4 + х2 = f(x) , то функция четная.

Пример 2. Или четная функция f(x) = х2 + х ?


Поскольку D(f) = R, но f(-x) = (-х)2 + (-х) = х2 - х f(x), то функция не является четным.

Функция у = f(x) называется нечетной, если для любого значения х из D(y) значение х D(y) и выполняется равенство f(-x) = -f(х).

График нечетной функции симметричен относительно начала координат (рис. 8).

 

 

Пример 3. Или нечетная функция f(х) = x3 - x5?


Поскольку D(f) = R и f(-х) = (-х)3 - (-х) = -х3 + х5 = -(х3 - х5) = -f(х), то функция нечетная.

Пример 4. Или нечетная функция f(х) = х3 - х2 ?

Поскольку D(f) = R и f(-x) = (-х)3 - (-х)2 = -х3 - х2 = -(х3 + х2)f(x) = -х3 + х2, функция не является нечетной.

Выполнение упражнений

1. Какие из функций, графики которых показаны на рисунке 9, являются четными, а какие нечетными?


Рис. 9

 

Ответ: нечетные - а), в); парные - б) д).

2. Какие из представленных функций а) у = х3 + 2х7; б) у = ; в) у = ; г) у = 3x2 + х6; д) у = х +1; в) у = +1 являются четными, а какие нечетными?

Ответ: четные - в), г); е); нечетные - а).

 

IV. Подведение итогов урока

 

V. Домашнее задание

Раздел И § 1(1). Вопросы и задания для повторения раздела И № 1-12. Упражнения№ 1 (2; 5; 7), № 2 (3; 5).