Информатика
Уроки по Информатике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
10 класс

ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (5 ЧАСОВ)

 

№ урока в теме

Содержание

Количество часов

1

Информатика - наука XX века. Понятие «информация», «сообщение». Информация и информационные процессы. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка, представление, передача, использование, защита информации. Понятие о современные средства хранения и обработки информации

1

2

Носители информации, формы и способы представления информации. Виды информации. Информация и шум и их взаимное превращение

1

3

Кодирование сообщений, с помощью которых передается информация. Свойства информации

1

4

Представление информации. Системы счисления

1

5

Основные этапы развития компьютерной техники. Характеристика различных поколений компьютеров и перспективы развития компьютерной техники. Основные области применения компьютеров

1

 

Урок 1

Информатика - наука XX века. Понятие «информация» и «сообщение». Информация и информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка, представление, передача, использование, защита информации. Понятие о современные средства хранения и обработки информации

 

Цель:

· предоставить учащимся представление о предмете, который изучает информатика;

· ввести понятия «информация», учтя различные его значения;

· развивать умение слушать, обобщать полученные знания, проецируючи их на практическое содержание;

· воспитывать человека с научным мировоззрением.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В конце XVI века Джиан Доменико Кампанело написал книгу «Город Солнца». У каждого из четырех главных управителей города Солнца была библиотека, которая содержала только одну книгу под названием «Мудрость», в которой кратко и доступно были изложены все науки.

Как вы считаете, что сегодня выступает в виде «Книги мудрости»?

(Учитель должен привести учеников к мысли: «Человек создал «Книгу мудрости» - электронно-вычислительную машину».)

Проблемный вопрос

Что общего, по вашему мнению, имеют компьютер и книга? (Итогом обсуждения должно стать определение: «Компьютер - это информационная машина, универсальный электронный инструмент для хранения, поиска, разнообразной обработки информации, ее распространения и использования».)

Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, переработкой, преобразованием, розповсюдженням и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

 

II. Изучение нового материала

(мини-лекция с использованием компьютерной презентации)

Понятие «информация»

Слово «информация» происходит от латинского слова information - сведения, разъяснение, ознакомление.

· Информация в быту - это сведения об окружающем мире и процессах, в нем происходящих.

· Информация в технике - это сообщение, которое передается с помощью знаков или сигналов.

· Информация в теории информации - это сведения, которые снимают или уменьшают неопределенность, которая существует до их появления

· Информация в документалистике - это все то, что так или иначе представлено в знаковой форме в виде документов.

· Информация в кибернетике - это та часть знаний, которая используется для ориентирования активных действий управления, то есть с целью хранения, совершенствования, развития системы.

· Итак, информация - это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их параметрах, свойствах и состоянии, воспринимаемые человеком или специальными устройствами и уменьшают неопределенность.

 

Восприятие человеком информации

 

 

Информационные процессы

Что можно делать с информацией?

 

создавать;

принимать;

обрабатывать;

искать;

передавать;

распространять;

разделять на части;

портить;

воспринимать;

превращать;

упрощать;

собирать

копировать;

комбинировать;

измерять;

и др.

хранить;

использовать;

запоминать;

 

 

· Информационный процесс - это процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.

· Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, которые выполняют с информацией для получения какого-то результата.

 

 

Хранение информации - это способ распространения в пространстве и времени. Способ хранения зависит от носителя информации.

Основные хранилища информации:

· человека - память;

· общества - библиотека, видеотека, музей, архив;

· компьютерные хранилища - это базы и банки данных, информационно-поисковые системы, электронные энциклопедии. Информационные системы - это хранилища, которые имеют процедуры ввода, размещения и вывода информации.

Поиск информации - это извлечение информации, которая хранится.

 

Методы поиска информации:

· нестандартные наблюдения;

· обращение для специалистов;

· чтение соответствующей литературы;

· просмотр телепередач;

· прослушивание кассет, радио;

· запрос в информационных системах, компьютерных базах или банках данных;

· работа в архивах и библиотеках.

Кодирование - это процесс преобразования информации в форму, пригодную для передачи ее по каналу связи.

Декодирование - преобразование информации в форму, пригодную для ее получения.

Канал связи - это технические устройства, которые используются человеком для передачи информации на значительные расстояния (телефонные сети, каналы теле - и радиосвязи, компьютерные сети и т.п.).

 

 

Поиск информации

 

 

 

Передача информации

 

 

Техническая схема передачи информации

 

Обработка информации осуществляется по принципу «черного ящика». Это процесс, в котором пользователя интересует лишь входная и выходная информация, а не правила, по которым она осуществляется

 

image7

 

III. Закрепление изученного материала

Привести примеры информации:

· в неживой природе;

· в биологических системах, жизни растений и животных;

· в развитии технических устройств;

· в жизни общества.

Расположите в нужном месте представленной ниже таблице такие команды:

· открытие файла;

· генетический код каждой клетки организма;

· решения задачи;

· чтение вслух;

· годовые кольца на срезе дерева;

· просмотр телепередач;

· ввод с клавиатуры;

· фотоальбом;

· вывод информации на экран; сканирование;

· перевод иноязычного текста;

· электронная почта;

· сейф;

· вкус человека;

· CD-ROM;

· исполнение музыкального произведения.

 

Информационные процессы

Получение

Сохранение

Обработка

Передача

 

 

 

 

 

IV. Итог урока

1. Что называют информацией?

2. Приведите примеры информации во время проведения урока.

3. Что является предметом изучения науки информатика?

4. Какие научные дисциплины лежат в основе информатики?

5. Какие процессы называются информационными?

6. Приведите примеры процессов обработки и хранения информации.

 

V. Домашнее задание

Проработать материал учебника, ответить на вопросы. Привести примеры информации в быту, во время общения со сверстниками, при изучении истории родного края.