|
Урок 1 Информатика - наука XX века. Понятие «информация» и «сообщение». Информация и информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка, представление, передача, использование, защита информации. Понятие о современные средства хранения и обработки информации
Цель: · предоставить учащимся представление о предмете, который изучает информатика; · ввести понятия «информация», учтя различные его значения; · развивать умение слушать, обобщать полученные знания, проецируючи их на практическое содержание; · воспитывать человека с научным мировоззрением. Тип урока: урок изучения нового материала. ХОД УРОКА И. Мотивация учебной деятельности Учитель. В конце XVI века Джиан Доменико Кампанело написал книгу «Город Солнца». У каждого из четырех главных управителей города Солнца была библиотека, которая содержала только одну книгу под названием «Мудрость», в которой кратко и доступно были изложены все науки. Как вы считаете, что сегодня выступает в виде «Книги мудрости»? (Учитель должен привести учеников к мысли: «Человек создал «Книгу мудрости» - электронно-вычислительную машину».) Проблемный вопрос Что общего, по вашему мнению, имеют компьютер и книга? (Итогом обсуждения должно стать определение: «Компьютер - это информационная машина, универсальный электронный инструмент для хранения, поиска, разнообразной обработки информации, ее распространения и использования».) Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, переработкой, преобразованием, розповсюдженням и использованием в различных сферах человеческой деятельности.
II. Изучение нового материала (мини-лекция с использованием компьютерной презентации) Понятие «информация» Слово «информация» происходит от латинского слова information - сведения, разъяснение, ознакомление. · Информация в быту - это сведения об окружающем мире и процессах, в нем происходящих. · Информация в технике - это сообщение, которое передается с помощью знаков или сигналов. · Информация в теории информации - это сведения, которые снимают или уменьшают неопределенность, которая существует до их появления · Информация в документалистике - это все то, что так или иначе представлено в знаковой форме в виде документов. · Информация в кибернетике - это та часть знаний, которая используется для ориентирования активных действий управления, то есть с целью хранения, совершенствования, развития системы. · Итак, информация - это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их параметрах, свойствах и состоянии, воспринимаемые человеком или специальными устройствами и уменьшают неопределенность.
Восприятие человеком информации
Информационные процессы Что можно делать с информацией?
· Информационный процесс - это процесс получения, хранения, обработки и передачи информации. · Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, которые выполняют с информацией для получения какого-то результата.
Хранение информации - это способ распространения в пространстве и времени. Способ хранения зависит от носителя информации. Основные хранилища информации: · человека - память; · общества - библиотека, видеотека, музей, архив; · компьютерные хранилища - это базы и банки данных, информационно-поисковые системы, электронные энциклопедии. Информационные системы - это хранилища, которые имеют процедуры ввода, размещения и вывода информации. Поиск информации - это извлечение информации, которая хранится. Методы поиска информации: · нестандартные наблюдения; · обращение для специалистов; · чтение соответствующей литературы; · просмотр телепередач; · прослушивание кассет, радио; · запрос в информационных системах, компьютерных базах или банках данных; · работа в архивах и библиотеках. Кодирование - это процесс преобразования информации в форму, пригодную для передачи ее по каналу связи. Декодирование - преобразование информации в форму, пригодную для ее получения. Канал связи - это технические устройства, которые используются человеком для передачи информации на значительные расстояния (телефонные сети, каналы теле - и радиосвязи, компьютерные сети и т.п.).
Поиск информации
Передача информации
Техническая схема передачи информации
Обработка информации осуществляется по принципу «черного ящика». Это процесс, в котором пользователя интересует лишь входная и выходная информация, а не правила, по которым она осуществляется
III. Закрепление изученного материала Привести примеры информации: · в неживой природе; · в биологических системах, жизни растений и животных; · в развитии технических устройств; · в жизни общества. Расположите в нужном месте представленной ниже таблице такие команды: · открытие файла; · генетический код каждой клетки организма; · решения задачи; · чтение вслух; · годовые кольца на срезе дерева; · просмотр телепередач; · ввод с клавиатуры; · фотоальбом; · вывод информации на экран; сканирование; · перевод иноязычного текста; · электронная почта; · сейф; · вкус человека; · CD-ROM; · исполнение музыкального произведения.
IV. Итог урока 1. Что называют информацией? 2. Приведите примеры информации во время проведения урока. 3. Что является предметом изучения науки информатика? 4. Какие научные дисциплины лежат в основе информатики? 5. Какие процессы называются информационными? 6. Приведите примеры процессов обработки и хранения информации. V. Домашнее задание Проработать материал учебника, ответить на вопросы. Привести примеры информации в быту, во время общения со сверстниками, при изучении истории родного края.
|
|