ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (5 ЧАСОВ)
Урок 2
Носители информации, формы и способы представления информации. Виды информации. Информация и шум и их взаимное превращение
Цель:
· научить учащихся отличать различные виды информации, формы и способы представления информации;
· совершенствовать практические умения самостоятельно работать с учебником, выделять главные аспекты текста;
· развивать навыки формулировать и высказывать свои мысли;
· воспитывать информационную компетенцию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
А. Выберите один правильный ответ
1. Понятие «информация» в информатике - это...
а) сведения;
б) уменьшение неопределенности;
в) знания;
г) компьютерная программа.
2. Что общего между книгой и дискетой:
а) материал, из которого они изготовлены;
б) размер;
в) хранения данных;
г) стоимость.
3. Наука, которая исследует законы и методы обработки информации называется:
а) семантика;
б) информатика;
в) кибернетика;
г) статистика.
4. Информация - это...
а) все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования;
б) все сведения, которые передаются и воспринимаются людьми;
в) все сигналы, которые поступают из окружающей среды;
г) все данные, которые могут обрабатываться компьютером.
5. Информация, которая передается видимым способом или символами, называется:
а) экранная;
б) визуальная;
в) звуковая;
г) тактильная.
6. Человек хранит информацию с помощью:
а) органов чувств;
б) центральной нервной системы;
в) мозга;
г) окружающей среды.
Ответы: 1-б; 2-в; 3-б; 4-а; 5-6; 6-в.
Б. Ученику у доски предоставляются карточки.
Задача: разделить устройства на две группы:
1) устройства для обработки информации;
2) устройства для получения информации.
II. Изучение нового материала
Носители информации
Информация всегда связана с материальным носителем.
Носители - это среда для записи и хранения информации.
Носителем информации может быть
· любой материальный предмет;
· волны различной природы;
· вещество в различном состоянии;
· машинные носители
Виды информации
· по восприятию: звуковая, визуальная, вкусовая, нюхательная, тактильная;
· по общественному назначению: массовая, личная, общественно-политическая, обычная, эстетическая;
· специальная: научная, техническая, отраслевая, производственная;
· за областью возникновения: элементарная, биологическая, социальная;
· по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, комбинированная.
III. Закрепление материала
1. Приведите примеры, когда в роли носителей информации находятся:
· машинные носители;
· материальный бытовой предмет;
· волны различной природы;
· вещество в твердом состоянии.
2. Укажите, в каких видах представлена информация:
· статья в газете;
· видеокассета;
· музыкальный диск;
· медицинский справочник;
· информационный выпуск новостей;
· письмо;
· выставка картин.
3. Проработать материал учебника, ответить на вопросы:
· Что называют знаком?
· Чем отличаются понятия «знак» и «символ»?
· Что называют азбукой?
· Что называют кодом?
· Чем отличаются понятия «кодирование» и «шифрование»?
· Как понятие шума связано с информацией?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание
Проработать материал учебника. Ответить на вопрос. Изучить основные понятия темы. Привести 5 примеров различных видов информации и видов носителей информации.