Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

Тема И. Стремимся вершин добра

 

Урок 2 В чем ценность жизни (1 час).

 

Тема. В чем ценность жизни (1 час).

Цель: сформировать у учащихся представление о ключевые понятия темы;

выделить главное значение духовных потребностей и их превосходство над материальными; воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, учебник зарубежной литературы для 6 класса.

Эпиграф: «Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А. Эйнштейн).

Высказывания: «Некоторые ценности приобретаются вместе с общей культурой, но я думаю, что важнейших ценностей мы учимся тогда, когда заглядываем в глубины собственной души» (М. Клеланд).

«Самое ценное в жизни - это желание и умение творить полезное» (Г. Александров).

«Если у вас есть что-нибудь ценное, поделитесь этой ценностью с другими. Если вы не можете поделиться, то ценность теряет смысл» (В. Хелемендеріс).

«Душа человека развивается до самой смерти» (Гиппократ).

Ключевые понятия: внутренний мир; ценность; потребность; материальные потребности; социальные потребности; духовные потребности;духовная красота; духовность.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Ценности и потребности.

2. Что такое духовность?

3. «Душа обязана трудится...»

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Хид урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети! На прошлом занятии мы выяснили, зачем изучать этику. Для чего же нам надо ее изучать? (Этику нужно изучать для того, чтобы уметь общаться с людьми, самосовершенствоваться, учиться быть добрым, справедливым, милосердным, чувствовать себя нужным людям, счастливым.)

2. Актуализация опорных знаний.

Как мы понимаем такие термины, как этика, мораль, обычай, традиция, нравственность, воспитанность, этикет? (Ответы детей.)

Проверка письменного домашнего задания по теме «Зачем изучать этику».

1-2. Впиши подходящие по смыслу слова этика или мораль.

Нормы и правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми, называют. (моралью).

3-4. Разгадай кроссворд.

Науку о моральных качествах человека называют... (этикой).

5-6. Сформулируй по рисункам правила этикета.

А. Мальчик должен пропустить девочку вперед, входя в класс.

Б. Нельзя перебивать людей, которые говорят друг с другом. Если же очень нужно обратиться, не следует бить по плечу, а, извинившись за то, что перебиваєш, изложить проблему.

7-8. Какие из представленных норм ты считаешь устаревшими?

Б. Встречать гостей хозяин имеет в роскошном венке из сельдерея на голове.

Г. Когда гости садятся на свои места, им предстоит подать воду, чтобы они могли вымыть руки и начать есть.

9-10. Обоснуй или спростуй мнению английского философа конца 16 - начала 17 вв. Фрэнсиса Бэкона: «Цель этики - наполнить души внутренней порядочности, тогда как закон не требует ничего, кроме внешней порядочности». (Индивидуальная ответ ученика.)

11-12. Прокомментируй ситуацию, изображенную украинским писателем Богданом Лепким, по представленным вопросами.

• Соответствует ли описанная ситуация предписаниям этикета гостеприимства?

• Отличаются описанные художником сельские «церемонии» от современных? Чем?

• Что, по твоему мнению, обусловило установление именно таких этикетных предписаний?

(Индивидуальные ответы учащегося.)

3. мотивация учебной деятельности.

Учитель. Как вы считаете, что такое ценность? (Дети приходят к выводу, что ценность - это значимость для человека. Ценности существуют благодаря человеку, без нее они не могут существовать.)

А сейчас напишите, что для вас в жизни самое дорогое. (Дети пишут, затем зачитывают вслух. Опыт подсказывает, что большинство детей пишут, что самое дорогое - жизнь человека, здоровье свое и родителей.)

Чему вы больше обрадуетесь - приобретенному компьютеру или выздоровлению близкого человека? (Выздоровлению близкого человека. Ведь вещей может быть много, они меняются, модифицируются, устаревают. А за близкого человека переживаешь, готов отдать все, чтобы она выздоровела.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема нашего урока сегодня звучит так: «Ценности в современной жизни».

На уроке мы рассмотрим некоторые важные понятия и поговорим о том, какого человека можно назвать духовно красивой; почему нужно постоянно работать над собой, стремиться к самосовершенствованию.

II. основная часть.

1. Ценности и потребности.

Учитель. Прежде всего нам следует определить основные понятия и термины урока

Ценность - значимость для человека.

Ценности бывают разными. Для кого - то очень ценный подарок, сделанный близким человеком. И не потому он ценен, что дорого стоит, а потому, что его подарила от души дорогая или очень уважаемый человек.

Но существуют еще и вечные моральные ценности.

Моральные ценности в современном мире - Добро, Справедливость,

Милосердие, Любовь, Дружба.

У каждого человека есть потребности, их можно разделить на материальные, социальные и духовные. Материальные - это то, что необходимо для нашего тела, а духовные - для души.

Потребность - необходимость в чем-то.

Материальные потребности - еда, жилье, одежда.

Социальные потребности - социальный статус, авторитет, место в обществе.

Духовные потребности - эстетические, познавательные, этические.

Послушайте притчу.

Один мудрец беседует с царем:

- Какой свет имеет человек? - спросил царь.

- Свет солнца, о царь! - ответил мудрец.

- Когда солнце зашло, свет есть у человека?

- Луна служит ей за светило.

- А когда зашли и солнце, и месяц?

- Огонь служит ему светом.

-А когда зашло солнце, зашел луна и погас огонь, что служит ему светом?

- Речь служит ему светом. Действительно, обладателю, человек идет туда, где слышится речь, пусть даже там нельзя распознать и собственной руки.

- А когда солнце зашло, спряталась луна, погас огонь и смолкла речь, какой свет имеет человек? Что остается человеку в полном молчании, без мерцающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Внутри нее творческий источник жизни или он зависит целиком от того, что ее окружает, и не имеет опоры в себе самой?

Какое же внутренний источник света живет в человеке? (Духовность.)

Духовность - совокупность признаков, присущих человеку с развитым внутренним психическим жизнью и нравственностью.

Духовная красота - желание духовные потребности ставить выше материальных.

Внутренний мир - все то, что связано с душой человека: чувства, мысли, желания, стремления, интересы, опыт.

Работа с учебником.

• Прочитайте текст «Что такое духовная красота» (с. 22-23).

• Выпишите библейское изречение: «Не хлебом единым живет человек». Как вы его понимаете? (Объяснения детей.)

Послушайте рассказ.

Нищий

Я проходил по улице. Меня остановил нищий, немощный старик. Воспаленные, слезливые глаза, посиневшие губы, шершавое лохмотья... Он протянул мне красную, опухшую грязную руку. Я начал рыться у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собой. Тряслась слабо рука его простерта, ждал нищий. Я, растерянный, смущенный, крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

- Не обижайся, брат, нет у меня ничего, брат.

Нищий поднял на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, - прошамкотів он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

2. Что такое духовность?

Учитель. Откуда же возникло слово «духовность»? («Духовный», «дух», «душа» - слова с общим корнем.)

• Чем человек, в первую очередь, отличается от животных? Что нужно животным? (Есть, спать.)

• Что нужно человеку кроме этого? (Искусство, знания, научные открытия, делать мир лучше, уважение других людей.)

Учитель. Христианская религия указывает нам на то, что человек состоит из души и тела: тело смертно, душа вечна. Но еще в давние времена люди считали, что и у растений, животных также есть душа. Отсюда идет вера в духов и душу - анимализм (аnиmа - душа). Дух, в отличие от души, считался самостоятельным, не связанным с телом предметом или явлением природы; он мог только временно вселяться в какой-либо материальный предмет. Некоторые ученые считают даже, что вера в «душе» появилась раньше, чем вера в «духов». Древние люди считали всю природу одушевленной. Это нашло отражение в обрядах и традициях.

Так, американские индейцы ирокезы верили в то, что даже трава имеет душу.

Часто одухотворялися дерева. У некоторых племен прежде чем срубить дерево, пили его сок, считая, что тогда душа дерева не отомстит им. Тем более, древние люди верили в существование души у животных. Так, кайани острова Калимантан не убивали пойманного крокодила, а связывали его и ждали, пока он умрет своей смертью (тогда его душа не будет опасной). Индейцы Северной Америки после того как убили медведя, просили у него прощения, вставляли ему в пасть трубку, выкуривали вместе с ним, при этом всеми действиями утверждали, что сделали это случайно.

Душа человека, по представлениям наших предков, может быть в разных частях человеческого тела: в крови (у раненого с кровью вытекает и душа); в глазах, в волосах. Не разрешалось будить спящего человека, поскольку во время сна душа покидает тело, и, если резко разбудить человека, она может не найти его. Также в древности люди верили в переселение душ, особенно родственников.

Можно много интересного рассказывать про веру в души и духов. Но я хочу, чтобы вы поняли, что духовное ценится выше материального. Именно о том человеке, который ставит духовное выше материального, мы говорим как о духовно красивую.

Преимущество духовного над материальным доказывает и следующий отрывок из поэмы Есть. Евтушенко «Мама и нейтронная бомба». В этом отрывке поэт описывает последствия взрыва нейтронной бомбы (то есть вида бомбы, который уничтожает все живое).

На целехоньких улицах

Будут лежат целехонькие часы

С застегнутыми браслетами и ремешками,

Еще сохраняющими форму исчезнувших рук,

Осыпавшиеся с пальцев обручальные кольца,

Опавшие с женских мочек

Бирюзовые и другие серьги,

И только целехонькие пустые перчатки будут сжимать

Целехонькие баранки целехоньких автомобилей. [6].

Скажите, есть ли смысл в жизни «вещей», когда нет человека? (Вещи сами по себе ничего не стоят. Они имеют ценность, поскольку нужны человеку. Без людей весь материальный мир не имеет никакого смысла.)

3. «Душа обязана трудится...»

Но для того чтобы быть духовно богатым, человек должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться.

Это доказывает известное стихотворение поэта М. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Подумайте над основной мыслью этого стихотворения.

Объясните высказывания, которые видите на доске. (Объяснения детей.)

III. Заключительная часть.

Выводы.

• Что такое ценность?

Может быть ценностью для определенного человека вещь, которая абсолютно не имеет ценности для других людей?

• Что такое потребности?

• Какие виды потребностей вы знаете?

• Что такое «духовность», «внутренний мир»?

• Какого человека мы называем духовно красивой?

IV. домашнее задание.

Прочитать в учебнике по зарубежной литературе отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни».

Выписать цитаты, которые подтверждают название рассказа.

Выполнить задания 4, 5 учебника (с. 21-22).

Выписать из с. 22 пословицы, которые выполняют роль моральных установок, объяснить их.