Тема И. Стремимся вершин добра
Урок 1 Зачем изучать этику.
Тема. Зачем изучать этику.
Цель: восстановить знания, полученные учащимися в 5 классе, вспомнить, что такое этика, мораль, этикет, обычай, традиция; подвести учащихся к выводу о необходимости изучения этики, познакомить детей с историей возникновения морали; поговорить о том, что означает придерживаться нормам этикета в повседневной жизни.
Оборудование: учебник А. Данилевской, А. Пометун «Этика. 6 класс», на доске, по возможности, изображение Кота Ученого, озера с тремя лодками под парусами; проигрыватель, аудиозапись «Песенки Красной Шапочки» из фильма «Про Красную Шапочку» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова), песни «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского); темные очки.
Эпиграф: «Нравственность - основа всех человеческих ценностей»
(А. Эйнштейн).
Высказывания: «Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не следует ставить себе никаких границ» (Г. Сковорода).
«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья» (И. Кант).
«В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их» (В. Ключевский).
«Мораль и этика - это садовые ножницы, которыми мы можем облагораживать кусты наших страстей и желаний, которые растут хаотично» (С. Клюев).
Ключевые понятия: этика; мораль; обычай; традиция; нравственность; воспитанность; этикет.
Тип урока: урок-путешествие.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов.
II. Основная часть.
Путешествие по дорогам страны Этика Поляна Знакомств.
Дорожка Понятий и Терминов.
Гай Моральных установок.
Озеро Этикета.
Тропинка Надежд.
Ворота в Страну продвинутых учеников.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Хид урока
I. вступительная часть.
1. приветствие.
Учитель. Здравствуйте, дети. Вот мы и встретились снова на уроках этики, только вы повзрослели на целый год и уже имеете некоторые знания. Какие темы мы изучали в прошлом году? («Возьмем хорошие поступки себе за правило»; «давайте прислушаемся к голосу серия»; «Уважать людей - и люди будут уважать нас», «давайте Будем вежливыми».)
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Что больше всего запомнилось вам из курса этики 5 класса? Что вы использовали в своем поведении? Расскажите об этом. Это будет ваш устный сочинение на тему «Как этика повлияла на мою жизнь?». (Учащиеся отвечают на вопрос.)
Спасибо, вы очень интересно рассказывали, и мне приятно, что предыдущий учебный год вам запомнился. Как вы думаете, зачем нужно изучать этику? Ответить на этот вопрос помогут высказывания на доске и эпиграф к уроку. Прочитайте их и объясните. (Объяснения детей.)
3. Представление темы урока и ожидаемых учебных
результатов.
Учитель. Тема первого урока в этом учебном году звучит так: «Зачем изучать этику». На уроке мы попытаемся восстановить знания, полученные в 5 классе, вспомнить, что такое этика, мораль, этикет, обычай, традиция; а также познакомимся с историей возникновения морали; поговорим о том, зачем придерживаться норм этикета в повседневной жизни.
II. основная часть.
Путешествие по дорогам страны Этики.
Учитель. Из ваших рассказов я поняла, что вы не забыли, чему я вас учила, и это очень хорошо. А чтобы проверить ваши знания, я приглашаю вас в путешествие по стране Этика с песней В. Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать». (Дети исполняют песню.)
Я просила вас взять с собой в путешествие новый учебник по этике для 6 класса. Авторы этого учебника - Оксана Данилевская и Елена Пометун. Дома вы познакомитесь с тем, как работать с учебником на уроках этики (с. 10-12).
А сейчас посмотрите на карту страны Этика в учебнике (с. 6-7). Наша первая остановка - поляна Знакомств.
поляна знакомств.
Учитель. На этой полянке нас ждет всем известная воспитанная девочка по имени Красная Шапочка. Вот и она! А поет она песню А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова из фильма «Про Красную Шапочку». (Звучит второй куплет.)
Красная Шапочка. Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас на поляне Знакомств! Давайте знакомиться!
Интерактивная игра «Микрофон».
Красная Шапочка. Я вам дам волшебные очки, надев которые, каждый из вас должен сказать о своем соседе по парте лучшее, представив его мне.
Дети выполняют задания.
Какие замечательные дети у меня в гостях! Я подарю вам эти волшебные очки и покажу, как пройти на дорожку Понятий и Терминов.
Дорожка Понятий и Терминов.
Учитель. От поляны вьется дорожка Понятий и Терминов, которые вы усвоили в прошлом году. Там нас ждет Олеся.
Олеся. Здравствуйте, дети! Мы с Богданом целый год вместе с вами изучали этику. Чтобы пройти дальше, нужно ответить на вопрос. Формулируйте ответ на вопрос своими словами, ведь самое главное - передать суть. Итак, проверьте свои знания.
• Что такое этика? (Наука о морали.)
• Что такое мораль? (Мораль - совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нормы и правила поведения людей в отношении друг к другу и к обществу.)
• Какого человека называют доброй, благодушной? (Благодушна человек - ласковая, вежливая, с добрым сердцем.)
• Какого человека называют воспитанным? (Быть воспитанным - это не только выполнять правила этикета, но и по-доброму, с уважением относиться к другим людям.)
• Какой поступок называют подвигом? (Подвиг - это действие, которое требует большой силы духа, а иногда даже и самопожертвование.)
• Кто такой патриот? (Патриот - тот, кто любит, уважает родную землю.)
• Что такое этикет? (Этикет - совокупность правил поведения в различных ситуациях.)
• Что такое речевой этикет? (Речевой этикет - набор формул, словесных штампов, предназначен для определенных ситуаций этикета: приветствия, знакомства, прощания.)
Олеся. Вы прекрасно справились с испытанием! Эта тропинка вывела вас к роще Моральных установок. Я прощаюсь с вами. Там вас ждет Кот Ученый. До свидания! (Дети прощаются с Олесей.)
гай Моральных установок.
Учитель. Присмотритесь внимательно: этот старый гай зарос могучими деревьями. И неудивительно, ведь каждое дерево воплощает правило морали, которое веками вырабатывалось людьми. Сядьте, отдохните.
Работа с учебником.
Прочитайте на странице 15 учебника текст «Когда и почему возникла мораль» и составьте план к нему.
План
1) Соотношение понятий «этика» и «мораль».
2) Моральные нормы оценивают поступки человека с позиций добра и зла; они воплощены в обычаях и традициях.
3) Нравственный опыт народа воплощена в его языке: пословицах, поговорках, сказках.
Учитель. В учебнике дано определение понятий «обычай» и «традиция». Сейчас мы повторим их, а дома вы випишете в словарик их определения. Также следует записать понятия «этика», «мораль».
Этика - наука о морали.
Мораль - нормы и предписания поведения в отношениях людей друг с другом и в обществе. Нравственный опыт народа воплощена в его языке; пословицах, поговорках, сказках, произведениях искусства (в частности литературных произведениях), а также в обычаях и традициях; религиозных заповедях, законах.
Обычай - общепринятый порядок, правила, которые издавна существуют в жизни народа; традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Традиция - обычаи, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению.
Нравственность - воплощение предписаний морали в поведении людей и в отношениях между ними. (Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении и в отношении к другим людям.)
Воспитанность - внешнее проявление нравственности, умение хорошо себя вести.
Этикет - установленный порядок поведения где-либо, правила поведения; совокупность правил поведения.
Учитель. А вот и наш уважаемый и очень мудрый Кот Ученый. Здравствуйте!
Роль Кота Ученого учитель поручает артистическом ученику, который может сразу, читая текст, сыграть ее.
Кот Ученый. Здравствуйте, дети умные, воспитанные, благородные! Сейчас мы обратимся к жемчужинам народной мудрости - пословиц и поговорок, с которыми вы познакомились в прошлом году. Вы знаете, что в пословицах и поговорках воплощен нравственный опыт народа, то есть нравственные правила, по которым испокон веков жили люди. Попробуйте сформулировать моральное правило, воплощено в пословице или поговорке, которую вы получите.
Работа в парах.
Учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны пословицы и поговорки. Дети в парах растолковывают смысл мудрых изречений.
1. Плох тот птица, которой гнездо свое не мило. (Люби родной край.)
2. Живи для людей, поживут и люди для тебя. (Относись с уважением к людям.)
3. Береги одежду снова, а здоровье и честь - смолоду. (Честь у человека одна, нужно прожить жизнь так, чтобы не запятнать ее.)
4. Во всяком подворье свое поверье. (С уважением относись к обычаям и традициям других народов.)
5. На соседа не кивай - за собой примечай. (Критически произошел прежде всего к себе).
6. Рукам воли не давай. (Любые конфликты решай мирно).
7. Может ли быть тень прямой, если ствол кривой? (Как ты относишься к себе и к людям, так и они к тебе относятся.)
Кот Ученый. Какое же главное, «золотое» правило морали? (Никогда не делай другому того, чего сам себе не желаешь, и поступай с другими так, как хотел бы, чтобы сделали с тобой.)
Учитель. Я хотела бы поблагодарить вас, уважаемый Котэ Ученый, пословицы и поговорки, каждая из них - кладезь народной мудрости. Дома дети прочитают текст «Как мораль влияет на наши поступки и поведение» на странице 16 учебника и подумают о том, почему мораль - путь для людей к жизни в мире и согласии.
Не подскажете ли вы, как нам пройти к озеру Этикета?
Кот Ученый. Подскажу, конечно. А по дороге расскажу вам быль про три сита. (Кот читает задание 4 на с. 16 учебника.) Вот мы и пришли. До свидания! Мяу!
Озеро Этикета.
Учитель. До свидания! Ой, кто это? (Богдан!)
Богдан. Здравствуйте!
Учитель. Богдан, поздравляю. Я тебя не узнала! Ты так за лето вырос, повзрослел!
Богдан. Конечно, я все лето купаюсь в этом замечательном озере, которое называют озером Этикета. Уверенно чувствовать себя в его кристально чистых водах помогут всем правила этикета. Видите три лодки? Каждый ряд садится в свою лодку и называет 4-5 правил поведения в ситуациях, записанных на парусе лодки. И тогда лодка поплывет.
Ситуация 1. Вы слушаете рассказ одноклассника.
1) Проявлять уважение к тому, кто говорит, проявлять свою заинтересованность разговором.
2) Быть сдержанным и доброжелательным, не перебивать на полуслове.
3) Принимать во внимание присутствие третьего лица.
4) Если собеседник обращается с вопросом, нужно отвечать, не особо медля, но и без спешки
5) Проявлять вежливость, если нужно прервать разговор.
Ситуация 2. Вы пришли в театр.
1) Проходить следует лицом к сидящим, и извиниться, поскольку они поднимаются для того, чтобы вы могли пройти.
2) нельзя есть, пить, шуршать обертками во время спектакля.
3) Если вы опоздали, сядьте на место возле двери и только в перерыве займите свое место.
4) нельзя идти до конца спектакля. В конце следует встать, поблагодарить актеров аплодисментами. Это наш долг перед ними.
Ситуация 3. Вы решили посетить больного товарища.
1) Обязательно заранее позвоните и спросите его родителей, можно посетить их сына или дочь.
2) Нужно узнать, хочет ли одноклассник того, чтобы к нему пришли с посещением, достаточно будет поговорить с ним по телефону.
3) Телефонный разговор с больным товарищем не должна быть длинной.
4) Уместно во время разговора сказать о том, что все с нетерпением ждут его выздоровления, и пожелать поскорее выздороветь.
Учитель. Вот и проплыли по озеру Этикета все три наши лодки. Это говорит о том, что вы помните главные правила этикета и стараться их выполнять.
Тропинка Надежд.
Учитель. Наше путешествие близится к завершению. Шаг за шагом - и вы на тропе Надежд. Вас смущает то, что она такая извилистая? Не удивляйтесь! Ведь у каждого из вас - свой опыт и свои надежды. Задумайтесь над тем, чего бы вы хотели научиться на уроках этики этого года. Сформулируйте это кратко. Начните со слов: «в Этом году от уроков этики я жду...» и продолжите мысль. (Ученики выполняют задание.)
Ворота в Страну продвинутых учеников.
Учитель. Тропинка Надежд привела нас к воротам, за которыми начинается Страна продвинутых учеников. Скажите, чем полезной оказалась для вас это путешествие? (Дети высказывают свои мнения.)
III заключительная часть.
Выводы.
Зачем нужно изучать этику? (Я считаю, что этику нужно изучать для того, чтобы уметь общаться с людьми, самосовершенствоваться, учиться быть добрым, справедливым, милосердным, чувствовать себя нужным людям, счастливым.)
Учитель выражает надежду на то, что этика поможет ученикам в решении многих проблем; что они станут счастливее, добрее, милосерднее и все свои поступки оценивать в соответствии с моральными нормами.
IV. домашнее задание.
Познакомиться с новым учебником и правилами работы с ним (с. 10-12).
Прочитать весь урок 1 учебника на тему «Зачем изучать этику» (с. 14-18).
Выполнить устно задание 1 (с. 18) и самостоятельно оценить себя.
Выполнить задания в рабочей тетради. (Урок 1. «Зачем изучать этику», с. 1-3).