Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

Тема И. Стремимся вершин добра

 

УРОК 3 В чем ценность жизни (2 час).

 

Тема. В чем ценность жизни (2 час).

Цель: формировать осознанное понимание ключевых понятий темы; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей; на примерах из литературы, музыкального искусства выяснить, что значит «любить жизнь»; в чем проявляется сила духа человека.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; аудиозапись «Симфония № 5.

Тема Судьбы» Л. ван Бетховена; учебник по зарубежной литературе для 6 класса; тетрадь; рисунок человеческого сердца.

Эпиграф: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель).

Высказывания: «Живи для всех. Не думай о себе. И жребий блеснет твой, как высшая награда» (Абу Муїн Насир Хосров, таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель).

«В тяжелых условиях человек не беспомощна - все решают его духовные качества и этическая позиция» (Дж. Лондон). «Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на высшей ступени. Это путь человека к зрелости» (Г. Роллан).

«Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книги» (И. Гете).

«Жить - значит делать вещи, а не приобретать их» (Аристотель).

Ключевые понятия:

человеческая жизнь; нравственные ценности в современном мире.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Почему жизнь человека - самая большая ценность в современном мире?

2. Зачем мы живем?

3. В чем проявляется сила духа человека?

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы говорили о ценностях в жизни человека. От чего зависит наше представление о ценностях? (От нашего духовного уровня.)

Послушайте сказку народа суахили.

Жил себе один человек, он был слепым от рождения. Но однажды произошло чудо: глаза его вдруг открылись.

И случилось так, что перед ним в ту минуту стал осел. Слепой успел увидеть только того осла и больше ничего. Глаза его вновь закрылись.

Однажды проходил мимо человек и сказал, что кто-то построил себе красивый дом. А слепой спросил:

- Такой же красивый, как осел?

В другой раз кто-то сказал:

- Я видел в море большой корабль.

И слепой снова спросил:

- Большой, как осел?

И так было каждый раз.

Наконец-то люди спросили слепого:

- Почему ты сравниваешь все с ишаком?

И слепой рассказал, как однажды его глаза вдруг открылись и первое, что он увидел, был осел; и с тех пор весь мир стал для него заключаться в этом ослу: «Красивый, как осел! Большой, как осел! Высокий, как осел!»

Как вы поняли смысл этой сказки? (Ответы детей.)

2. Актуализация опорных знаний.

• Что же такое ценность, потребность, какими бывают потребности? (Материальные, социальные, духовные.)

• Что такое духовная красота, духовность?

• Назовите за словариком моральные ценности в современном мире. (Ответы детей и оценивания их знаний.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. На сегодня я просила вас прочитать рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» в учебнике зарубежной литературы.

Вы знаете, что сам писатель путешествовал на Аляску под влиянием «золотой лихорадки», которая захватила многих людей того времени. Действие в рассказе происходит в Северо-Западной Канаде, в тундре. На доске выписаны слова Джека Лондона:

«В тяжелых условиях человек не беспомощна - все решают его духовные качества и этическая позиция».

• Как понять эти слова?

• Скажите, почему этот рассказ имеет именно такое название?

• Почему Билл погибает, а главный герой рассказа выживает?

• Почему главный герой бросил золото, за которым он приехал?

• Почему главный герой рассказа победил?

• Цитаты из произведения вы выписали? («Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней...»

«Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнало его вперед...»

«Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что оно не хотело погибать, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пила кипяток и следила за больным волком, не сводя с него глаз...»)

Учитель. Наверное, вы согласитесь со мной, что главного героя можно назвать человеком, который любит жизнь и сильной духом.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учит эль. Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему человеческая жизнь - самая большая ценность в современном мире. В ходе урока мы на примерах литературных произведений, произведений музыкального искусства попробуем выяснить, что значит любить жизнь; задумаемся над тем, зачем мы живем; приведем примеры поступков людей, сильных духом.

II. Основная часть.

1. Почему жизнь человека - самая большая ценность в современном мире?

Человеческая жизнь - период существования человека от его рождения до смерти.

Учитель. Наше право на жизнь гарантирует Конституция Украины.

«Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье...

Каждый имеет право на безопасное для жизнь и здоровье окружающей среды.». («Конституция Украины, ст. 27, 50.)

Право на жизнь, его безопасность, защиту от любого насилия детям всего мира гарантирует Конвенция о правах ребенка (ст. 16, 37), которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.

Еще одним доказательством того, что жизнь человека является самой большой ценностью, является то, что ради жизни родного человека можно отдать все: богатство, имущество, славу... Вспомните фильмы с похищениями. Если преступники украли ребенка, родители согласны отдать все, что они имеют, чтобы их ребенок был жив.

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 20 в задании текст «Почему человеческая жизнь является наивысшей ценностью в современном мире».

Почему правила морали, известные тысячи лет, оказались бессильными против различных проявлений зла? (Мало знать правила морали, нужно поступать в соответствии с ними.)

Что является первым условием признания достоинства каждого человека? (Уважение к ее жизни.)

Выполните задания 2, 3 на стр. 20-21, дайте ответ на вопрос. (Из «Поучения Владимира Мономаха», «Нагорной проповеди Иисуса Христа».)

2. зачем мы живем?

Учитель. Прочитайте слова Аристотеля, которые являются эпиграфом к уроку: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро». Как вы понимаете это высказывание греческого философа? (Ответы детей.) Правильно, дети, смысл жизни заключается в том, что необходимо делать Добро людям. Для этого мы живем.

Вдумайтесь в эти слова Абу Муїна Насыра Хорсова: «Живи для всех. Не думай о себе. И жребий твой блеснет, как высшая награда». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

Работа с учебником.

Учитель. Дома вы выполняли задание 4, 5 на страницах 21-22. А сейчас прочитайте выписанные вами пословицы, которые выполняют роль моральных установок, и объясните их.

«Доброе дело питает и разум, и тело».

«Каждый получит вознаграждение за свой труд».

«Не строй дом свой на песке».

«Какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». (Объяснения детей.)

Учитель. Мы живем для того, чтобы делать Добро! И для нас в жизни должны существовать моральные ценности, назовите их еще раз. (Добро, Справедливость, Милосердие, Любовь, Дружба.)

Представьте жизнь как цветущий развесистое дерево. На это дерево нападают вредители: лень, злость, эгоизм, скупость, зависть, вредные привычки. Что нужно делать человеку, чтобы снять этих вредителей или не допустить их на свое «дерево жизни»?

На доске - изображение человеческого сердца, каждый из вас получил кружочек - это капля. Чего? Может, добра, может, порядочности, может, здоровье? Напишите на ваших капельках, что нужно человеческому сердцу, чтобы оно работало долго, а человек жил. (Прикрепить капельки к сердцу.)

Составим для себя несколько «Правил жизни»:

• Береги свою жизнь.

• Береги свое здоровье.

Не делай вреда другим («золотое» правило этики).

• Не ленись.

• Не обманывай.

• Уважай старших.

• Береги природу.

• Не завидуй другим.

• Не будь эгоистом.

• Не имей вредных привычек.

Мне хотелось бы, чтобы вы выполняли эти добрые правила. Сопоставьте их с библейскими заповедями. Подумайте над ними дома.

3. В чем проявляется сила духа человека?

Звучит отрывок из «Симфонии № 5» Л. ван Бетховена.

Учитель. Вы слышите музыку. Что это за произведение? («Симфония № 5» Л. ван Бетховена).

Как вы считаете, почему музыку именно этого композитора я приготовила к нашему уроку? (Людвиг ван Бетховен был сильным духом человеком. В 29 лет он начал глохнуть, но не покорился судьбе. В этой симфонии передана борьба судьбы и человека, в которой побеждает человек.)

Да, вы правильно говорите. В современной жизни тоже много примеров того, как человек, которому врачи говорят, что она уже не сможет ходить или не сможет жить, ходит, живет, поскольку очень любит жизнь. Примером тому является певец Иосиф Кобзон. Он победил тяжелую болезнь, смог выйти на сцену и петь. На первом концерте весь зал встал и долго аплодировал его силе духа, воли, огромной любви к жизни. Певица Лайма Вайкуле тоже смогла справиться с «неизлечимой» болезнью благодаря силе духа и желанию жить.

В учебнике на странице 24 мы прочитаем рассказ о судьбе украинской поэтессы Леси Украинки. В чем, по вашему мнению, оказалась сила Лесиного духа? Какие слова Леси Украинки вы можете привести как пример слов человека, сильного духом?

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Жить хочу! Прочь думы печальные...

III. Заключительная часть.

Выводы.

Что является самой большой ценностью в современном мире? (Жизнь человека.)

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ларисы Шевчук. Вслушайтесь в него:

Жизнь твоя - бесценный дар.

Не забывай об этом никогда.

Ты спишь под звездами Стожар,

Или с друзьями идешь в школу,

Живешь ты в городе или в селе,

Подумай, как жизнь прожить?

Ты след оставишь на земле -

То надо хороший оставить.

IV. домашнее задание.

Прочитать текст учебника (с. 19-25). Определить понятия и термины.

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «В чем ценность жизни» (с. 4-5).