УРОК № 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ЭКОНОМИКА? ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Цель урока: сформировать у учащихся знания об экономике как науке; выяснить, в чем заключается суть основной проблемы экономической жизни общества; формировать понимание ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей; развивать умение учащихся аргументировать свое мнение; воспитывать толерантное отношение к точке зрения своих одноклассников.
Основные понятия: производство, обмен, распределение, потребление, ограниченность, экономика, ресурсы, безграничность потребностей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений ученика
Игра «Свободный микрофон»
Передавая друг другу воображаемый микрофон, ученики определяют, что, по их мнению, изучает наука экономика.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Слово учителя
Сегодня вы учитесь в школе, в будущем получите профессию. И кем бы вы не стали - учителем, врачом, военным, бизнесменом, артистом или спортсменом, - вы будете жить при определенных экономических условий. Экономика является неотъемлемой составляющей вашей жизни. Что же означает само понятие «экономика»?
IV. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Экономика - это сфера жизни общества, в которой на основе использования разнообразных ресурсов осуществляется производство товаров и услуг, обмен ими, их распределение и потребление.
• Используя ключевые слова потребления, общество, ресурсы, производство, обмен, распределение, попробуйте схематично или в рисунках изобразить определение экономики как науки.
• Прочитайте в учебнике определение понятий «производство», «обмен», «распределение» и «потребление»; выпишите эти термины в тетрадь.
Составляющие экономики, которые тесно взаимосвязаны Производство - это сочетание факторов производства с целью получения потребительских благ (ручки, тетради, прически, знание). Обмен - это движение товаров от производителя к потребителю. Распределение полученных денежных доходов в результате обмена. Потребление произведенных конечных товаров и услуг.
Творческое задание № 1
Покажите графически взаимосвязь составляющих экономики (см. приложение 1).
Экономика как наука исходит из противоречия безграничности человеческих потребностей и ограниченных ресурсов для их удовлетворения, в чем вы сможете убедиться, выполнив следующее задание.
Творческое задание № 2
Представьте, что каждому из вас предложен по сто гривен (условно). Запишите на листе бумаги, что вы приобретете в первую очередь и что вы хотели бы приобрести еще. Сможете ли вы купить все, что захотите? Кто из вас полностью удовлетворил свои потребности?
Пусть вам будет предложено еще по 1000 гривен. Продолжите начатый список. Или вы удовлетворили все свои потребности в этом случае? Возникло ли у вас желание удовлетворить еще какие-то потребности?
Обсуждение (задайте учащимся предложены вопросы и обсудите их в классе)
1. Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Потребности человека безграничны, а ресурсы для удовлетворения потребностей ограничены.)
2. В чем проявляется ограниченность ресурсов? (Мы не можем иметь все, что хотим.)
3. Ограниченность ресурсов для каждого - это простое отсутствие денег или результат недостаточного количества и неполного использования ресурсов в обществе? (Это результат недостаточного количества и неполного использования ресурсов в обществе. Деньги играют лишь роль посредника. Простое увеличение количества денег в обращении не приведет к полному удовлетворению потребностей всех его членов.)
4. Как вы считаете, проблема ограниченности существует только в нашей стране, или она характерна для всех стран? (Характерна для всех стран мира.)
5. Можно ли утверждать, что есть люди, способные отказаться от многих благ (например, монахи в монастырях), и это означает, что проблемы ограниченности ресурсов для них не существует? (Конечно, всегда можно назвать исключение из правил, но в отношении данного конкретного вопроса следует заметить, что речь идет не только о материальных потребностях. Бесконечность будет характерной и для потребностей духовного характера.)
Вывод учителя
Вы убедились, что после удовлетворения одних потребностей у человека сразу возникают другие, что является свидетельством их безграничности.
Ограниченность ресурсов косвенно (не прямо) выражается в недостаточном количестве денег, которые мы имеем в данный момент, что является результатом недостаточного количества ресурсов или же неполного использования ресурсов обществом. Ограниченность ресурсов в определенной степени относительна, ведь она обусловлена уровнем потребностей. Ограничив потребности, можно относительно уменьшить и ограниченность ресурсов. Однако, некоторые ресурсы, и прежде всего, невоспроизводимые, ограничены самой природой, следовательно, рано или поздно они иссякнут. К таким ресурсам относятся, в первую очередь, полезные ископаемые (ресурсы нефти, газа, угля). Ограниченными являются площади черноземов, водоемов, рек, лесов и т.п. в условиях ограниченности ресурсов общество (лицо) осуществляет выбор, чтобы он был самым лучшим, самым выгодным, оптимальным и эффективным. Итак, экономика - это наука о оптимальный выбор, который привел бы к наиболее полному удовлетворению потребностей.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Практическое упражнение
Разделите страницу тетради на три части. В одном столбике запишите свои потребности, а во втором - пути, которыми их
можно удовлетворить. Теперь представьте, что такие же потребности, как и у вас, возникли у всех людей планеты. Запишите в третьей колонке, как можно решить проблему удовлетворения этих потребностей в глобальном масштабе.
Вопросы для обсуждения и задания
1. Проанализируйте, хватит ли ресурсов на планете, чтобы удовлетворить все потребности людей.
2. Как вы считаете, потребности меняются или остаются прежними? От чего это зависит?
3. Проанализируйте по приведенной схеме этапы развития человеческой культуры с точки зрения изменения потребностей.
4. Будут ли и дальше меняться потребности?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий материал учебника.
Приложение 1
Составляющие экономики