Вступление
Глобальные изменения в мировой экономике новая экономическая ситуация в Украине требуют особого внимания и новаций в преподавании экономических дисциплин в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Ведь выжить и приспособиться в современных экономических условиях невозможно без знания элементарных закономерностей рыночной экономики. Значительное внимание при этом уделяется качественному уровню знаний и умений, которые формируются в процессе изучения экономики в старших классах общеобразовательных школ.
С 2010-2011 уч. г. в общеобразовательных школах Украины начинается преподавание курса «Экономика» по новой программе для учеников 10, 11, 12 классов школ общественно-гуманитарного профиля обучения. Программа курса «Экономика» рассчитана на 210 часов, которые распределяются по 70 часов в 10-м, 11-м и 12-м классах.
Особыми целями изучения экономики в классах общественно-гуманитарного направления обучения являются:
• усвоение специальных знаний, связанных с выбором будущей сферы деятельности и профессии;
• овладение некоторыми приемами экономического анализа;
• подготовка к обучению в высших учебных заведениях экономического, социологического, правового профилей.
Содержание пособия составлено в соответствии с новой программой для профильного уровня, который выберут ученики 10 класса общеобразовательных школ. Целью пособия является методическая и практическая помощь учителю в преподавании данного курса.
Пособие является результатом опыта преподавания основ экономики ведущими учителями Волынской области.
Особенностью данного пособия является большая информационная насыщенность, сочетание теоретического и практического материала, а также большой и разнообразный арсенал методических приемов.
Основной материал пособия структурирован по типовой схеме проведения уроков. Особое внимание уделено темам, преподавание и усвоение которых вызывает трудности. В конспектах уроков представлены различные технологии обучения, которые между собой логически связаны и способствуют качественному усвоению знаний, активизируют и поддерживают интерес учащихся к предмету, а также помогают эффективному овладению практическими умениями.
Такая точная дисциплина, как экономика, не должна быть ни скучной, ни тяжелой.
П. Семюельсон
Блочная система подачи материала во время изучения учебной дисциплины
Одной из основных задач современного образования является формирование у школьников объективных всесторонних знаний об окружающем мире. Важное место здесь занимают экономические знания. Экономике подросток учится не по расписанию, а постоянно, поэтому данная дисциплина способна оказывать решающее влияние на формирование личности школьника, его социальную позицию.
Наше время, перенасыщен разнообразной информации, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, к учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что очень важно, но и научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Поддерживать и развивать интерес к предмету сложно, поэтому постоянный поиск новых форм и методов приводит каждого педагога к наиболее эффективной системы преподавания экономики.
Любой учитель направляет свои усилия на решение одной из основных задач - достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала.
Основным принципом во время заключения данного пособия было определено блочную систему подачи учебного материала. Ведь блочная форма изучения предмета чрезвычайно эффективна и способствует воспитанию самостоятельности, заинтересованности в знаниях со стороны учеников.
Блок - система взаимосвязанного учебного материала, содержания курса, раздела, темы, которая делится на логически связанный материал.
Основные особенности построения блочной темы
1. Ведущая роль теоретических знаний.
2. Обучение на высоком уровне (дифференциация).
3. Обучение быстрыми темпами.
4. Осознанность процесса обучения и усвоения способа действия.
5. Создание условий для дальнейшего развития.
В блочной технологии изучения предмета есть ряд преимуществ:
• во время построения темы легко устанавливаются причинно-следственные связи, выделяется основная мысль, идея;
• технология позволяет регулярно вносить коррективы в исследуемый материал на основе постоянной обратной связи на промежуточных этапах изучения темы, а также оптимально организовать зачетные уроки темы;
• появляется больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися;
• она приучает учащихся к четкости и систематичности, потому что уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и сроки исследуемого материала;
• не тратится время на повторение теоретического материала (достаточно просмотреть лекционный материал);
• ученики учатся быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты, что так необходимо на первых курсах высших учебных заведений;
• учителю предоставляются значительные возможности для использования активных форм и методов обучения.
Общая структура построения блочной темы:
1) лекция;
2) семинарские занятия;
3) совместное решение примеров на уроках;
4) практический зачет;
5) урок-обобщение (итоговый урок);
6) контрольная работа;
7) резервный урок.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы имеет существенное влияние на другую.
Лекция
Как и раньше, актуальной остается такая форма устного общения учителя с аудиторией с целью передачи научных знаний, как урок-лекция.
Современные учебные лекции принято разделять на 4 вида:
1. Обзорная лекция направлена на восстановление полученных знаний или знакомство с новым неизвестным материалом с целью формирования целостного знания.
2. Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону учебного материала. Конкретного решения ситуации нет, его нужно найти вместе учителю и ученикам (метод конкретных ситуаций).
3. Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопрос и любую обзорную информацию.
4. Установочная лекция, главная задача которой заключается в систематизации имеющихся знаний учащихся, акцентировании внимания на сложных проблемах, предоставлении рекомендаций относительно самостоятельной работы и информации об использовании научной литературы.
Как бы ни разнились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.
Лекция должна:
• быть яркой, убедительной и безупречной в научном плане;
• выходить за рамки даже новейшего и качественного учебника;
• учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;
• быть грамотной и логичной.
Семинарские занятия
Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими рамками:
• на семинарские, практические занятия отводится от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономической дисциплины;
• из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;
• успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учеников.
Основные функции семинара (в порядке приоритетности)
1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3. Стимулирующая функция мотивирует к дальнейшей пробы своих творческих сил и подготовку к более активной и целенаправленной работы.
4. Воспитательная функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5. Контролирующая функция заключается в проверке уровня знаний и качества самостоятельной работы учащихся.
Наиболее распространенные формы семинарских занятий
1. Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальное опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват учащихся контролем.
2. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания самостоятельные выступления учащихся.
3. Творческий семинар - это занятие, которое максимально обеспечивает творческую самостоятельность учащихся в форме дискуссии, пресс-конференции, публичной защиты рефератов.
4. Практическое занятие. Оно может проводиться и как изучения конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, и как решение задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учениками других школ.
Самостоятельная работа
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
• обучение самостоятельной работы во время лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
• управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий для самостоятельной работы, оказания помощи в повышении эффективности и качества работы;
• контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный - через контрольно-проверочные мероприятия;
• коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Использование структурно-логических схем
Важную роль в активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся играют структурно-логические схемы, которые предоставляют процесса преподавания большей конкретизации и организованности.
Влияние структурно-логических схем на педагога и ученика
Назначение структурно-логической схемы:
• представление знаний в виде семантической сети;
• облегчение процесса формирования у учащихся экономических понятий;
• систематизация знаний учащихся;
• диагностика уровня подготовки по конкретной теме и ликвидация пробелов в знаниях;
• интенсификация учебного труда;
• увеличение объема самостоятельной работы на уроке;
• реализация индивидуально-творческого подхода;
• развитие у учащихся логического мышления, коммуникационной компетентности.
Функции учителя:
• определение оптимального объема структурно-логической схемы;
• подготовка схемы (возможно, совместно с учениками);
• выбор оптимальной методики применения схем.
Функции ученика:
• осмысление;
• восприятие;
• формулировка выводов.
Условия успешного применения:
• соответствие возрастным особенностям учащихся;
• обеспечение каждого ученика раздаточным материалом;
• точная согласованность с содержанием изучаемого материала;
• привлечение учеников к нахождению желаемой информации в схеме;
• сочетание с другими методами обучения.
Активные формы и методы обучения:
• переход от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека;
• церехід от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий;
• контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом и отслеживания промежуточных результатов;
• соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством;
• переход от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления;
• обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие;
• использование приемов эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление и осуществление плана; изучение полученного решения;
• метод эвристических вопросов. Эвристическое вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач;
• метод инверсии. Для решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления для развития диалектики мышления учащихся: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединения и объединения;
• метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения;
• проблемное обучение;
• технология «обучение в диалоге»;
• метод проектов;
• метод открытий;
• переход от традиционных до нетрадиционных форм и методов урока.
Это может быть урок-аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра и др. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно-аналитическая (таблицы, схемы, рисунки) и творческий (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).
Блочная система - наглядная, доступная, конкретная и управляемая.