Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. СВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

 

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формируя понятие субъекты и объекты экономики, этапы экономического исследования; определить, что является предметом изучения экономики; выяснить, какие существуют методы экономического исследования; проанализировать связь экономики с другими науками; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: субъект, объект экономики; производители, потребители, методы исследования; абстракция, индукция, дедукция, микроэкономика, модель, макроэкономика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Экономическая разминка (проводится в форме беседы)

- Что ты знаешь об экономике?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является полное удовлетворение потребностей человека.

Экономическая наука изучает, как именно люди, используя имеющиеся ресурсы, пытаются достичь полного удовлетворения своих потребностей.

Она исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Попробуем определить по схеме, кто является субъектами и объектами исследования экономики.

 

IV. Изучение нового материала

Объяснение схемы «Субъекты и объекты экономики», которая заранее нарисована на доске.

 

 

Рассказ учителя

Экономика - сложная система, которая постоянно развивается и меняется. Меняются и действующие лица экономических отношений. Если в период Средневековья это были феодал и крестьянин, цеховой мастер, купец, то действующими лицами современной экономики являются предприниматели и рабочие, банкиры, фермеры, государственные служащие, ваши родители и вы сами. Чем сложнее становится экономическую жизнь общества, тем больше будет действующих лиц (субъектов) и объектов экономики.

Во все времена субъектами экономических отношений были производители и потребители вещей и услуг.

С развитием рыночных отношений производители становятся продавцами, а потребители - покупателями. Изобразим схематически взаимодействие субъектов экономических отношений.

 

 

 

Итак, сложность экономической жизни общества обусловливает разнообразие его действующих лиц.

Проблемный вопрос

Ваш рабочий день состоит из шести уроков в школе, свободного времени и подготовки к урокам. В перерыве между уроками вы в буфете купили пирожок; по дороге домой, по просьбе родителей, купили буханку; в свое свободное время помогали родителям копать картошку. В каких случаях в течение дня вы стали субъектом экономических отношений?

Работа с учебником

Для того чтобы экономика стала прикладной наукой, необходимо разработать принципы построения сферы человеческой жизни. Именно поэтому необходимо проводить экономические исследования. По учебнику проанализируйте схему «Этапы экономического исследования».

I этап. Сбор фактов.

II этап. Разработка теорий.

III этап. Обоснование экономической теории.

Аналогично схемы этапов экономического исследования попробуйте исследовать и изложить собственные размышления по поводу принципов, по которым построено ваше обучение.

В экономике используют несколько основных методов исследования:

 

 

Рассказ учителя

Экономическая наука не может пользоваться теми методами познания, что и естественные науки. Анализируя экономические явления, нельзя использовать ни микроскоп, ни телескоп. Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным: классификация явлений, исключение второстепенного, обобщение и т.д.

Классифицировать - значит различать процессы и явления по определенным критериям. Например, товары мы можем поделить на более дорогие, для людей со средним достатком, дешевые. Собственность может быть частной, коллективной, государственной.

- Предложите критерии классификации потребителей обуви.

В экономической науке исследователи широко применяют методы

научной абстракции, индукции и дедукции. Суть метода абстракции заключается в том, что, исследуя определенный экономический факт или процесс, отделяют его случайные, мимолетные или второстепенные признаки от устоявшихся и типичных. Индукция заключается в формулировке закона на основе незначительного количества наблюдений за повторяющимися событиями. Дедукция - способ исследования, при котором отдельные положения логически выводятся из общих (аксиом, законов, постулатов).

Если в результате исследования выявлено, что отдельные явления экономической жизни повторяются при определенных условиях, то можно сделать обобщение или выводы относительно них.

- На основе реальных фактов выяснилось, что в городе большое количество потребителей стала покупать дешевые товары из-за повышения цены, заменяя таким образом одни товары другими, подобными. Сделайте обобщение. (Цены меняют структуру потребления).

Важным средством изучения экономики являются модели, которые строятся в процессе экономического анализа.

В процессе экономического анализа происходит систематизация, истолкование и обобщение фактов. В результате анализа формулируют законы и теории, вносят порядок в набор фактов, раскрывающих их содержание.

Модель - это упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих фактических данных. Экономическая модель используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов.

В исследовании экономики особое значение имеют графические модели, которые дают точное изображение количественных зависимостей.

Слова становятся действенными, если их дополнить изображением. Еще короче эту мысль выражает китайская пословица: рисунок стоит тысячи слов.

- Объясните, что иллюстрирует приведенный график.

 

 

Экономическая наука использует два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика - это наука, которая исследует национальную экономику в целом, не принимая во внимание конкретные экономические единицы. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домохозяйство, фирма, отрасль и т.д.

Изучая различные предметы, вы заметили, что наука связана со многими другими. Экономическая наука зачастую связана с общественными науками: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяют математические методы.

- Попытаемся в общих чертах определить, как экономика связана с другими науками.

Перед вами схема «Связь экономики с другими науками» и карточка с названиями наук, которые больше всего связаны с экономической наукой, и определением объектов их исследований. Подумайте, как именно экономика может быть связана с этими науками. Кратко запишите свои мысли по этому вопросу. Потом мы вместе проанализируем несколько предположений.

 

 

- Выпишите в тетрадь определения данных наук.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

- С какими «ловушками» сталкивается исследователь-экономист?

- Почему в общественных науках трудно выявить причинно - следственные связи?

- Объясните и приведите примеры ошибочности утверждения: после этого - значит вследствие этого.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий материал в учебнике.

Подобрать с экономической литературе высказывания известных экономистов о необходимости изучения экономики, письменно объяснить их.