География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УРОК ГЕОГРАФИИ, КОТОРОГО ЖДУТ
Сборка нестандартных уроков

6 КЛАСС

 

ЛИТОСФЕРА

 

Цель: повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Литосфера»; развивать любознательность, смекалку, любовь к географии, творческие способности детей, интepec к познанию мира; активизировать учебную деятельность учащихся с помощью игровых технологий; воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу, сопереживать за успех коллектива.

Оборудование: атлас; жетоны, сигнальные карточки, схемы, коллекция минералов и горных пород; секундомер.

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков (в форме соревнования).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Поздравления.

Проверка готовности к уроку.

На парте: атлас, ручка, экспресс-тест, дневник, учебник, оценочный лист.

Учитель. Покажите сигнальной карточкой свое настроение.

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Вступительное слово учителя

Сегодня мы завершаем изучать первую земную оболочку. Какую? (Литосфера) Что это за оболочка? (Это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и астеносферы.) Вы очень много узнали, изучая внутреннее строение, внешние и внутренние силы, горные породы и полезные ископаемые, рельеф нашей планеты. Доска оформлена работами, которые вы сами создали, изучая тему. Настало время подвести итоги. Теперь можно и посоревноваться: кто же лучше знает эту тему.

Наш урок необычный. Это обобщающий урок-соревнование. Поэтому в нем будут участвовать две команды: «____________________________», капитан________________________ и«_________________________________», капитан___________________________________. (Дети объясняют, как название команды связано с темой.) В составе нашего жюри ученики седьмого класса, которые уже изучали эту тему и хорошо знают ее. Главным судьей и ведущим соревнования буду я. Хочу добавить, что соревнуются не только команды, но и лично ученики. После каждого конкурса за правильный ответ команда получает круглый жетон-бал, а ученик - прямоугольный жетон-бал. По количеству жетонов-очков будем определять команду-победительницу и учеников - лучших знатоков темы. Успехов вам в соревновании!

 

III. Конкурсы-соревнования

1. Географическая разминка

Учитель. А сейчас - разминка, она не оценивается, но победитель первым начнет соревнования. Разминкой сегодня будут экспресс-тесты. Они необычные. Вы должны записать букву правильного ответа. Из этих букв надо составить слово. Какая команда справится быстрее, та и начнет конкурсы.

Итак, экспресс-тесты:

1. Проявлением внутренних сил Земли являются:

а) землетрясения;

б) выветривание;

в) работа ветра.

2. Горные системы образуются в основном в результате...

г) вертикальных движений земной коры;

д) выветривание;

е) столкновения литосферных плит;

есть) землетрясений.

3. Внешний процесс способствует образованию оврагов?

ж) Работа ветра;

с) работа подземных вод;

ы) землетрясения;

и) работа поверхностных текучих вод.

4. Современная эпоха горообразования:

й) архейская;

к) байкальская;

г) герцинская;

л) альпийская.

5. Выберите названия горных пород, которые человек использует как топливные ресурсы:

н) гранит;

в) нефть;

п) сера;

г) каменный уголь;

с) природный газ.

6. Самые сильные разрушения во время землетрясений наблюдаются...

т) в эпицентре;

в) в гіпоцентрі;

7. В магматических горных пород относится:

ф) гранит;

х) песок.

Ответы: 1 - а, 2 - е, 3 - и, 4 - л, 5 - о, р, с, 6 - т, 7 - ф. (Литосфера)

 

2. «Светофор»

Учитель. Я буду показывать на карте некоторые районы, а вы своими карточками сигнальте мне, возможны ли возникновения землетрясений в указанных районах, и объясните, почему вы так считаете.

1. Австралия. (Нет)

2. Гималаи. (Так)

3. Острова Индонезии. (Так)

4. Чили. (Так)

5. Срединно-океанический хребет Атлантического океана. (Так)

Дополнительный вопрос. В каких из названных районов происходит еще и вулканическая деятельность?

Вывод. Где чаще всего зарождаются землетрясения? (В зонах столкновения литосферных плит) Вулканы? (Вулканы, как и землетрясения, размещенные на Земле неравномерно. Они возникают на границах литосферных плит, в результате их движения.)

 

3. «Цифровой лабиринт»

Учитель. Какое отношение рельефа и строения Земли имеют эти цифры?

Отвечает команда, которая первой сигнализирует о готовности отвечать. Или делают это параллельно, записывая результаты на специальных листах, которые проверяются после окончания.

 

 

4. «Антикросворд»

Учитель. Дома команды составили антикросворди: первая - с ключевым словом «горы», а вторая - «лава». («Антикросворд» - это кроссворд наоборот. В ячейках записаны слова, в которых нужно составить вопрос.) Сейчас команды обменяются кроссвордами и дадут определение понятиям.

 

5. «Заморочки из бочки»

На столе - «бочка», в которой вопрос.

Учитель. Дети, в этой «бочке» скрытые вопросы по нашей теме. Вы по очереди будете вытаскивать их и давать полный ответ.

Вопрос:

1. На какие группы делятся полезные ископаемые в зависимости от применения в хозяйстве?

2. Чем отличается магма от скамьи?

3. Чем отличаются гейзеры от горячих источников?

4. Что такое магматизм? Какие его виды вы знаете?

5. Что такое выветривание? Какие его виды вы знаете?

6. Что такое рельеф? Как вы считаете, окончательно сформировался рельеф Земли? Почему?

7. Как различают равнины по абсолютной высоте? Каким цветом их обозначают на карте?

8. Назовите «страны-лидеры» по количеству землетрясений. Почему именно в них наблюдается это явление?

9.Чим отличаются горные породы от минералов? Приведите примеры минералов.

10. Назовите основные элементы рельефа дна Мирового океана.

 

6. «Географическая эстафета»

Для этого конкурса от каждой команды выступает восемь учеников. Каждому дается карточка с названием географического объекта. Члены команды поочередно показывают на карте этот объект и называют форму рельефа. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Остальные члены команды в это время по предоставленным координатам находят объект.

 

1 команда

2 команда

1. Гималаи

1. Уральские

2. Среднесибирское

2. Бразильское

3. Кракатау

3. Везувий

4. Амазонская

4. Восточноевропейская

5. Фудзияма

5. Декан

6. Индо-Гангская

6. Ключевская Сопка

7. Анды

7. Атлас

8. Карпаты

8. Кордильеры

 

7. Конкурс капитанов «Географический прогноз»

Учитель. Мы знаем, что рельеф нашей планеты окончательно не сформировался и никогда не сформируется том, что на него постоянно воздействуют внутренние и внешние силы Земли. Как вы думаете, через много лет физическая карта мира будет иметь такой вид, как сейчас, или нет? Капитаны должны предложить свои географические прогнозы по изменению рельефа нашей планеты в далеком будущем.

 

8. Конкурс минералогов

Каждой команде по три минуты надо отгадать наибольшее количество минералов и горных пород из коллекции и назвать те, которые являются в своей области, с названиями месторождений.

 

9. Дополнительный конкурс «Най-най-най»

(Если останется время)

1. Самый высокий действующий вулкан нашей планеты. (Льюльяйльяко, Южная Америка)

2. Самый спокойный материк, на котором нет действующих вулканов. (Австралия)

3. Самая тяжелая жидкость на планете. (Ртуть, 1 литр = 13520 г, то есть ртуть в 13,5 раза тяжелее воды)

4. Самый твердый минерал. (Алмаз)

5. Самый распространенный минерал на Земле. (Вода)

6. Самый распространенный металл на Земле. (Алюминий)

7. Самая большая низменность. (Амазонская)

8. Самые высокие горы в мире. (Гималаи)

 

ИV. Итог. Оценивания

1. Жюри подводит итоги.

2. Беседа.

• Что понравилось на уроке?

• Какой конкурс понравился больше всего?

• Какие вопросы вызвали трудности?

• Покажите, пожалуйста, карточкой свое настроение.

3. Оценивание индивидуальной работы учащихся в оценочном листе.

 

Оценочный лист

Фамилия

 

Самооценка

 

Оценка товарищей

 

Оценка учителя

 

 

4. Определение с помощью сигнальных карточек лучшего ученика на уроке

5. Определение и награда победителя

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию по теме «Литосфера».