6 КЛАСС
ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН
КВН уже много лет является популярным среди школьников и имеет преимущества перед другими формами организации позаурочноїроботи. Можно использовать КВН и на уроках. Уроки обобщающего повторения в 6 классе провожу также в форме этой игры.
Результат и успех любой игры зависит от правильной организации и подготовки к ней. Команды формируются за одну-две недели до проведения КВН. Дети выбирают капитана и распределяют обязанности, повторяют материал по теме, готовят вопросы для соперников.
Основная цель учителя на подготовительном этапе - задействовать каждого ученика, проверить знания каждого, оценить деятельность на уроке и во время подготовки к нему.
Цель: закрепить знания учащихся о частях Мирового океана, проверить усвоение учащимися знаний основных понятий темы, усовершенствовать умение находить объекты на карте; сформировать интерес и любовь к географии, к знаниям; формировать умение работать коллективно, чувство дружеской взаимопомощи.
Оборудование: карты полушарий, атласы.
Тип урока: обобщающее повторение и контроль знаний.
форма проведения: урок-конкурс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие команд. Объявление правил игры.
II. Проведение игры
Конкурс «разминка»
Назвать географические объекты, с которыми связаны цифры: 11 022 м, 0-200 м, 96 %, 35 г/л, 200-2500 м, 2 %, 18 м.
Конкурс «Знатоки»
1. «14 апреля корабль «Форвард» пересек большое течение Гольфстрим, которое направляется вдоль восточных берегов Америки, доходит до Ньюфаундленда, затем отклоняется на северо-восток и огибает берега Норвегии» (Ж. Верн).
Вопрос. С водами скольких океанов перемешиваются воды Гольфстрима? (Гольфстрим начинает свой путь в водах Атлантического океана и, направляясь далее между о. Исландия и Европой, несет свои воды в Северный Ледовитый океан.)
2. «Быстро погрузив уголь, «Дункан» бросил эти невеселые места и взял курс на запад. На волнах течения, которая проходила мимо берегов Бразилии, гонимый сильным северным ветром, он пересек экватор и 7-го сентября оказался в Южном полушарии» (Ж. Верн). Вопрос. Как называется течение, что несла «Дункан» на юг? (Речь идет о теплую Бразільську течение.)
3. «В среду, 23 мая, «Форвард» продолжал свое опасное плавание, искусно лавируя между паковою льдом и айсбергами...» (Ж. Верн).
Вопрос. Чем отличается паковые льды от айсбергов? (Пак - многолетний (более двух лет) морская льды высоких широт Арктики имеет вид огромных ледяных полей. В отличие от нее, айсберг - большой ледяной осколок, который свободно плавает в море и может выноситься течениями в более низкие широты. (В Северном полушарии айсберги встречались в районе Бермудских островов.))
4. «Корабль мчится этим морем, покрытым водорослями, якобы большой равниной, поросшей травой, и форштевень проходит по ней, как плуг плугом. Иногда ветер подхватывает водоросли и несет их с собой; они цепляются за снасти, обвивают мачты до самых верхушек, словно дикие виноградные лозы, и образуют у нас над головой причудливую беседку из зелени. Несколько часов нам приходится пробиваться сквозь море сарґасів, и «Ченслер» с мачтами, увитые водорослями, напоминает гай, который движется среди безграничной прерии» (Ж. Верн).
Вопрос. Или может корабль мчаться по морю водорослей, которые, словно дикие виноградные лозы обвивают такелаж? (Сравнение водорослей с лозой вполне правомерно, поскольку, имея наполненные воздухом пузыри, с помощью которых растения, словно поплавки, держатся на поверхности, они напоминали португальцам виноград на их родине - саргасо. Отсюда и название - «Маре де Сарґасс», что означает «море виноградных лоз». Однако саргасові водоросли совсем не мешают судоходству, ни под паром, ни под парусами.)
5. «Во время прохода Торресовою проливом подводный корабль «Наутилус» из романа Ж. Верна «20 тысяч лье под водой» сел на мель: «Сегодня, четвертого января, - сказал капитан Немо, - через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты, не поднимет воды и тем не сделает мне услуги, которой я ни от кого не приму, кроме него»». Вопрос. Почему капитан Немо возлагал надежды на полный месяц? (Во время полнолуния (а также нового месяца) солнечный и лунный приливы совпадают, вследствие чего высота прилива в это время достигает наивысшего уровня. Поскольку приливная волна особенно высока в протоках, капитан Немо имел все основания надеяться, что высокая вода снимет «Наутилус» с мели. Так и произошло.)
6. «На поверхности моря поднялась довольно сильная волна, казалось, она просто гонит к берегу. Гленерван, узнав, что они должны целую ночь провести на воде, спросил Джона Манглса, почему тот не воспользуется этой волной, чтобы приблизиться к побережью.
- Сэр, - ответил молодой капитан, - это всего-на-всего зрительная заблуждение. Волна только кажется подвижной, на самом деле она никуда не бежит» (Ж. Верн).
Вопрос. Кто ошибается в этом случае - лорд или молодой капитан? (Лорд ошибается, правый молодой капитан.)
7. «Годхавн, как и все датские поселения на ґренландському берегу, представляет собой бедное селение, которое является складом для торговцев жиром и мехом. Весной погода там несколько холоднее, чем в Стокгольме или Нарое. Но Эрик и его друзья с удивлением убедились, как сильно отличаются друг от друга два государства, которые находятся на одинаковом расстоянии от Северного полюса. Годхавн расположен на той же широте, что и Берґен. В то время как в южной части Норвегии уже в апреле зеленеют леса, фруктовые деревья и даже обои виноградников, выращенных на хорошо удобренной почве, Гренландия еще в мае покрыта снегом и льдом и ни одно деревце не оживляет здесь мрачного пейзажа».
Вопрос. Почему на одной широте (61° с.ш.) в Гренландии и Норвегии настолько разные природные условия? (Главная причина более теплого климата в Норвегии по сравнению с Ґренландією - теплый Североатлантический течение, которую часто называют «печкой Европы». Теплые и влажные западные ветры, господствующие над Европой, значительно смягчают климат. Гренландия находится под влиянием холодных арктических воздушных масс, к тому же воздух значительно охлаждается над ледяным покровом острова.)
8. Древние поморы, жившие на побережье Белого моря, наблюдая за этим явлением, говорили: «Океан-батюшка дышит. Дважды дохнет, дважды выдохнет - и сутки пройдет».
Вопрос. Что имели в виду поморы относительно причин этого явления?
(Поморы наблюдали в океане такое явление, как приливы и отливы. Вызываются они притягуванням водных масс океана Месяцем, в меньшей степени Солнцем.)
Конкурс «Географическая эстафета»
Представители команд по очереди показывают на карте географические объекты. За правильный ответ - 1 балл. Если объект назван неправильно, то балл не засчитывается, если объект показан повторно, то за невнимательность снимается предварительный балл.
Конкурс «Блиц»
Условия: каждая из команд должна дать как можно больше ответов на вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы командам
Команда 1
1. Водная оболочка Земли. (Гидросфера)
2. Наймілкіше море. (Азовское)
3. Самый большой по площади остров. (Гренландия)
4. Холодное течение у берегов Северной Америки. (Лабрадорское)
5. Температура, при которой вода тяжелая. (+4 °С)
6. Причина течения в океане. (Постоянные ветры)
7. Самый большой по площади океан. (Тихий)
8. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды. (Соленость)
9. Средняя соленость океанической воды. (35 %0)
10. Моря, что далеко заходят в сушу. (Внутренние)
11. Канал, соединяющий Красное и Средиземное моря. (Суэцкий)
12. Группа островов, лежащих близко друг от друга. (Архипелаг)
13. Вода в твердом состоянии. (Лед)
14. Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. (Ґібралтарська)
15. Прибор для исследования океанического дна. (Эхолот)
Команда 2
1. Огромные участки суши, которые со всех сторон омываются водой. (Материк)
2. Пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. (Дрейка)
3. Самая глубокая океаническая впадина. (Марианская)
4. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
5. Которой вещества растворено больше всего в морской воде? (Поваренной соли)
6. Пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны. (Берінґова)
7. Самое соленое море. (Красное)
8. Живые организмы, из отмерших остатков которых образуются острова. (Кораллы)
9. Моря, расположенные по окраинам материков. (Окраинные)
10. Теплое течение Атлантического океана у берегов Северной Америки. (Гольфстрим)
11. Пролив, соединяющий Черное и Азовское моря. (Керченская)
12. Волны, вызванные подводными движениями земной коры. (Цунами)
13. Море без берегов. (Сарґассове)
14. Единица измерения солености. (Промилле)
15. Вода в газообразном состоянии. (Пара)
Конкурс «Музыкальный»
Каждая команда по очереди начинает строку из песни, в которой есть название океана, моря, островов, полуостровов, заливов, проливов. Повторов не должно быть.
Конкурс «Домашнее задание»
Представители команд рассказывают об интересной встрече во время путешествия. Рассказ можно сопровождать рисунками, фотографиями, вещами и др.
Первая команда - с глубоководными обитателями.
Вторая команда - с кораллами.
Конкурс «Ты - мне, я - тебе»
Один из членов команды задает вопрос другой команде и называет имя ученика, который должен на него ответить. Если ответ правильный, то другая команда получает возможность задать свой вопрос. Если ответ неправильный, то ученик должен был ответить, больше не участвует в игре. Конкурс продолжается до тех пор, пока не будут поставлены все вопросы. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков.
III. Итоги урока
Капитаны команд самостоятельно имеют право выставить оценки членам своих команд, учитывая не только их работу на уроке, но и работу с подготовки к нему.
IV. Домашнее задание
Литература
1. Атлас «По следам героев Же. Верна».- К.: НПП «Картография», 1997.
2. Захаренкова С. Мировой океан и его части // Краеведение. География. Туризм.- 2002.- № 47.- С. 7.
3. Дудка С. В. Учебные игры на уроках географии.- Х.: Изд. группа «Основа», 2005.
4. Корнеев В. П. Географические игры и развлечения.- К.: Советская школа, 1967.
5. Пестушко В. Ю., Сасихов В. Ю. География за Жюлем Верном.- К.: НПП «Украинский горизонт», 1993.
6. Пивоварова Г. П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6-8 классов.- М.: Просвещение, 1990.
7. Свиридова О. Интеллектуальные игры-конкурсы по географии в 6 классе // География и основы экономики в школе.- 2003.- № 3.