Вступление
УРОК № 2
Тема. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель: ознакомить учащихся с источниками географических знаний, выяснить, какие методы исследований применяет географическая наука, воспитывать бережное отношение к человеческому труду, к источникам научных знаний и информации, развивать познавательный интерес учащихся, стремление к самообразованию.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники и пособия, географические карты и атласы, географические энциклопедии, словари, справочники, газеты и журналы, художественная литература (Жюль Верн - «Дети капитана Гранта» и др.).
Опорные понятия: картография, землеведение, геология.
Географическая номенклатура: материки и океаны.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Врганізаційний момент
Прием «Верю - не верю»
Ученик отвечает быстро и однозначно: «да» или «нет», вопрос может ставить как учитель, так и ученики. Например:
• Африка - самый большой материк.
• Антарктида - самый холодный материк.
• Америка - часть мира.
• Африка - самый теплый материк.
• Южная Америка - самый маленький материк.
Определение цели и задач урока (ученики выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя).
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа
• Что изучает школьный предмет «География материков и океанов»?
• Назовите группы географических карт по признакам.
• Определите, к каким группам карт по признакам можно отнести физическую карту полушарий.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя о основные этапы географического познания Земли разных времен (Древний Египет, Греция, Индия, Китай, эпоха Великих географических открытий).
Нужно сегодня каждому из нас отправляться в далекое путешествие, чтобы узнать о природе Австралии? Каким образом мы можем это узнать?
IV. Изучение нового материала
Методы географических исследований
• Общенаучные: исторический, математический, статистический, химический, физический.
• Моделирование, географические, геологические, картографические, палеогеологічні.
• Наблюдения за окружающей средой.
V. Закрепление изученного материала
Работа учащихся в группах с использованием различных источников географических знаний (атласы, учебники, справочники, энциклопедии, журналы и др.).
• Пользуясь географическим словарем и энциклопедией, дайте определение понятиям «картография», «землеведение» и сравните эти определения с разных источников.
• Пользуясь соответствующей картой атласа, назовите основные климатические показатели.
• Чем отличается информация в школьном учебнике и энциклопедии?
• Какую географическую информацию можно взять из газет и журналов?
• Содержится географическая информация в телевизионных передачах? Приведите примеры.
VИ. Итог урока
Учитель подводит итоги урока, отвечает и оценивает работу наиболее активных учеников.
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий раздел учебника.
Подготовить интересное географическое сообщение из периодической печати.
Урок № 3
Практические работы № 1, 2. Анализ тематических карт (часовых поясов, строения земной коры) с целью выявления основных географических закономерностей
Урок № 4
Практическая работа № 3. анализ тематических карт (климатических поясов и областей) с целью выявления основных географических закономерностей
Урок № 5
Практическая работа № 4. анализ тематических карт (географических поясов и природных зон) с целью выявления основных географических закономерностей