География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел I

ОКЕАНЫ

 

Урок № 6 (вариант А)

Тема. ТИХИЙ ОКЕАН. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ТИХИЙ ОКЕАН - САМЫЙ БОЛЬШОЙ ОКЕАН ЗЕМЛИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДНА ОКЕАНА. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА. ТЕЧЕНИЙ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ. БОГАТСТВА ТИХОГО ОКЕАНА

 

Цель: углубить знания учащихся об особенностях природы океана, его географическое положение, историю исследования, особенности строения дна океана, климатические пояса и типы климата, течения, органический мир и закономерности его распространения, богатства Тихого океана, продолжить формирование навыков работы с картами, развивать навыки практического применения знаний по биологии, физике, химии, развивать критическое и логическое мышление, повысить интерес к географическим знаниям.

Оборудование урока: карта океанов, электронный атлас ИПТ, слайды - иллюстрации природы Тихого океана (для мультимедийной доски), атласы, картины природы океана, учебники, фрагмент видеофильма «Голубая планета».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: интегрированный урок-экспедиция.

Опорные понятия: географическое положение, протяженность океана, строение дна, течения, климатические пояса, органический мир и особенности его распространения, история исследования океана.

Географическая номенклатура: моря: Берінґове, Охотское, Японское, Южнокитайская, Филиппинское; Берінґова пролив; Панамский канал; острова: Гавайские, Марианские, Японские, Филиппинские, Большие Зондские; глубоководные желоба: Марианский, Филиппинский; течения: Северное и Южное Пассатное, Куросио, течение Западных Ветров, Калифорнийское, Перуанское.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Врганізаційний момент

Психологический настрой учащихся на продуктивную, творческую работу.

Прием «Аукцион»

Ученики называют и показывают по карте географические объекты океана (кто называет и показывает больше - получает дополнительные баллы).

Определение цели и задач урока (ученики выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя).

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Ассоциативное мышление (на листе бумаги написано слово «океан»)

Какие ассоциации вызвало у вас слово ОКЕАН?

Таким образом, Тихий океан - часть Мирового океана, огромная естественный водоем и др.

 

III. Ммотивація учебной и познавательной деятельности учащихся

Как вы считаете, почему изучение океанов является важной задачей усвоения географических знаний?

 

IV. Изучение нового материала

Учитель. Приглашаю вас к сотрудничеству в экспедиции по изучению Тихого океана (работа со справочником ученика план изучения океана).

1. Задачи. На основе собранных данных доказать, что природа Тихого океана является очень разнообразной. Выяснить причины ее разнообразия. Каждый из вас на уроке соберет факты и обогатить свои знания об особенностях природы Тихого океана.

2. Самостоятельная работа в группах

Первая группа - «Географы»

• Особенности географического положения океана относительно экватора и нулевого меридиана.

• Берега каких материков омывает?

• Где проходят границы между океанами?

• Какова протяженность океана с севера на юг и с запада на восток по экватору? (Определите расстояние в градусах и километрах: 1° дуги меридиана = ? км; 1° дуги экватора = ? км.)

Вторая группа - «Историки»

• Когда началось изучение Тихого океана?

• Какой вклад в изучение океана сделал Фернан Магеллан?

• Кто еще исследовал океан и когда это было?

• Какой вклад в изучение океана сделали наши соотечественники?

• Какие исследования проводились и проводятся в течение XX-XXI веков?

Третья группа - «Геоморфолога»

• Какую тектоническое строение имеет дно Тихого океана?

• Какие особенности имеет рельеф дна: шельф, впадины, поднятия, хребты?

• Рядовые и наибольшие глубины зафиксировано в Тихом океане?

Четвертая группа - «Климатологи. Физики. Химики»

• В каких климатических поясах расположен Тихий океан?

• В каких направлениях изменяется температура воды в океане?

• Какие особенности циркуляции атмосферы над океаном и какие это имеет последствия?

• Какие крупнейшие теплые и холодные течения образовались в океане? Какие физические и химические свойства имеют воды Тихого океана?

Опережающие задания:

Физики. На уроках естествознания мы неоднократно говорили о своеобразии расширения воды. При нагревании от 0 до 4 °С объем воды уменьшается. Это свойство воды играет очень большую роль в жизни на Земле. В Тихом океане в прибрежных районах на север и на юг от умеренных климатических поясов осенью, когда верхние слои воды начинают охлаждаться, они становятся плотнее и опускаются на дно. На их место снизу поднимается более теплая вода. Но такое перемещение происходит только до того времени, пока температура воды не снизится до 4 °С. При дальнейшем снижении температуры верхние слои воды не сжимаются и не будут опускаться. Поэтому в высоких широтах верхние слои воды Тихого океана замерзают и препятствуют промерзанию воды до дна. По всей акватории океана происходит такое же перемешивание воды, что способствует нагреву верхних слоев. Это явление происходит благодаря конвекции (с латинского - перемешивание). Вода с поверхности океана испаряется, и в верхних слоях атмосферы пар охлаждается, превращается в воду, которая способствует образованию атмосферных осадков. Постоянно действующие ветры переносят влажные воздушные массы на побережья материков, которые омываются Тихим океаном.

Химики. Химические свойства воды океана заключаются в том, что они имеют способность растворять в себе химические вещества. Вода Тихого океана имеет горько-соленый вкус. Это можно объяснить тем, что в ней растворены соли и химические элементы. Содержание солей в воде океана составляет свыше 5 % массы всей воды. Больше в воде растворено солей натрия, калия, магния, кальция. Например, доля солей натрия (поваренной соли) в Тихом океане составляет 1,89 % от общей массы воды. Соленость воды составляет от 35 %0 в экваториальных прибрежных водах и до 11-15 %0 в субарктических и субантарктическим водах.

 

V. Сакріплення изученного материала

Решение тестовых задач с взаимопроверкой.

Тесты (1 задание - 2 балла)

1. Площадь Тихого океана составляет:

а) 178,7 млн. км2; б) 180 млн. км2; в) 177,8 млн. км2.

2. Количество материков, берега которых омывает Тихий океан:

а) 6; б) 5.

3. Причина, обусловившая образование океанических течений:

а) циркуляция атмосферы; б) тектоническое строение дна.

4. Глубокая впадина мира:

а) Перуанский желоб; б) Марианский желоб.

5. Отмель, образовавшаяся в Тихом океане в результате жизнедеятельности коралловых полипов:

а) коралловый риф; б) коралловое море.

6. Воды Тихого океана замерзают...

а) по всей акватории; б) в высоких северных и южных широтах.

 

VI. Домашнее задание

• Проработать текст учебника.

• Подготовить дополнительный материал о природе и особенностях Океании.

• Составить кроссворд про Тихий океан с использованием сегодняшних понятий и географических названий.

 

VII. Итог урока

Дайте оценку урока, используя слова: мне понравилось..., я узнал(лась)..., я понял(ла)...

 

Дополнительный материал к уроку

• Самая высокая температура воды в океане - 404 °С была зарегистрирована американским научно-исследовательским подводной лодкой возле горячего источника в 480 километрах от западного побережья Северной Америки. Нагретая до такой высокой температуры вода превращалась в пар вследствие высокого давления, поскольку источник находилось на значительной глубине.

• Кваджалейн - самый большой атолл в мире. Он входит в состав Маршалловых островов и находится в центральной части Тихого океана. его тонкие коралловые рифы длиной 283 км, закруглюючись, образуют лагуну площадью 2850 км2.

• Остров Фукуто-Куоканоба был открыт в январе 1986 года. Он образовался из лавы возле острова Иводзима в Тихом океане. Остров имеет длину 650 м, ширину - 450 и возвышается на 12 м над уровнем моря.

• Сильным было извержение вулкана Кракатау, что является вулканическим островом и расположен в Зондском проливе между островами Суматра и Ява. Извержение произошло утром 27 августа 1883 года. Морской волной, поднятой им, было снесено 163 поселка. При этом погибло более 36 тысяч человек. Камни, выброшенные из кратера вулкана, взлетели на высоту 55 километров (!), а вулканический пепел разнесся на расстояние более 5 тысяч километров, оседал в течение 10 дней. Сила этого ужасного извержения в 26 раз превышала силу взрыва самой мощной водородной бомбы!

• Один из крупнейших действующих вулканов - Мауна-Лоа («Длинная гора») на Гаваях. Кратер вулкана имеет площадь более 10 квадратных километров и глубину 150-180 метров. Вулкан поднимается на высоту 4168 метров над уровнем моря. В среднем он извергается один раз на три с половиной года.

• Самый быстрый морское млекопитающее - касатка. В 1958 г. при наблюдении за касаткою в северо-восточной части Тихого океана было установлено, что она плывет со скоростью 55,5 км/ч.

• Самое тяжелое млекопитающее - голубой кит. Самка голубого кита весом 190 т и длиной 27,6 м была поймана в водах Антарктики 20 марта 1947 г.

• Самый крупный зубастый млекопитающее - кашалот. Нижняя челюсть кашалота длиной 5 м, выставленная в Британском музее, принадлежала самцу, длина тела которого, как считается, достигала 25,6 м. Самый длинный точно измерен кашалот, достигавший 20,7 м в длину, был пойман летом 1950 г. вблизи Курильских о-вов, в северо-западной части Тихого океана.