УРОК 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «АНАЛИЗ КАРТЫ “ЧАСОВЫЕ ПОЯСА” И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТНОГО И ПОЯСНОГО ВРЕМЕНИ»
Учебная цель: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся о Земле как космическое тело и последствия ее движений в космическом пространстве; сформировать первичные практические умения работать с тематическими картами атласа с целью установления и объяснения главных географических закономерностей.
Оборудование: физическая карта полушарий, геохронологическая таблица, картосхема «Часовые пояса Земли», атласы, учебники, тетради для практических работ с печатной основой.
Основные понятия: геологическая эра, карта часовых поясов, часовой пояс, срединный меридиан, местное время, поясное время, летнее время, линия перемены дат.
Тип урока: углубление и расширение знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Географический кросс (дополнить тезисы необходимой информацией)
1) География материков и океанов изучает...
2) К основным источникам географических знаний относятся...
3) Основными современными методами географических исследований является...
4) Экватор пересекает такие материки:...
5) Географические карты подразделяются по трем основным признакам:....
6) Полное вращение вокруг своей оси Земля делает примерно за...
7) Воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли, вокруг которой она вращается, называется...
2. Вопрос
• Вспомните, сколько планет в Солнечной системе.
• Какое по счету место от Солнца занимает Земля?
• В чем заключается отличие звезд от планет?
• Какие виды движений совершает Земля как планета?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сегодня на уроке мы отправимся в далекое прошлое нашей планеты, вспомним историю развития природы Земли и определим некоторые географические закономерности, связанные с ее планетарными особенностями.
ИV. Изучение нового материала
1. Образования Земли («теория большого взрыва»)
2. Развитие Земли
Всю историю развития природы Земли от момента, когда температура поверхности стала ниже 100 °С и возникла гидросфера, ученые условно разделяют на пять эр: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Эры, в свою очередь, делятся на периоды.
Эра (от лат. aere - отдельная цифра, исходное число) - промежуток времени геологической истории Земли.
3. Движение Земли в космосе
Основными видами движений Земли суточное вращение вокруг оси и годовое движение по орбите вокруг Солнца.
Основные последствия таких движений:
• смена дня и ночи, возникновения суточных ритмов в живой и неживой природе;
• сжатие Земли у полюсов;
• отклонение тел, которые движутся горизонтально (ветров, морских течений);
• смена времен года и формирования поясов освещенности (тепловых поясов), ограниченные тропиками и полярными кругами.
4. Определение времени
Вследствие осевого вращения Земли на нашей планете происходит смена времени.
Местный (или солнечный) время - это время на меридиане данного места Земли. Разница в местном времени двух меридианов зависит от разницы их географической долготы.
Поясное время - это время в пределах одного часового пояса. Каждый пояс ограничен двумя меридианами, которые расположены друг от друга на расстоянии 15°. Время соседних поясов отличается на 1 час. Отсчет времени во всем мире ведется от нулевого (Гринвичского) меридиана. Отсчет поясов ведется к востоку. В 1884 г. была установлена международная линия перемены дат, которая почти совпадает со 180° меридианом. От этой линии с востока на запад начинает свой отсчет новая эпоха.
V. Закрепление изученного материала
Выполнение практической работы 1 «Анализ карты “Часовые пояса» и определение местного и поясного времени» (Рекомендуется выполнять в тетрадях для практических работ с печатной основой).
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Подготовить сообщение о гипотезы происхождения Земли (опережающее задание).