География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «АНАЛИЗ КАРТЫ “ЧАСОВЫЕ ПОЯСА” И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТНОГО И ПОЯСНОГО ВРЕМЕНИ»

 

Учебная цель: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся о Земле как космическое тело и последствия ее движений в космическом пространстве; сформировать первичные практические умения работать с тематическими картами атласа с целью установления и объяснения главных географических закономерностей.

Оборудование: физическая карта полушарий, геохронологическая таблица, картосхема «Часовые пояса Земли», атласы, учебники, тетради для практических работ с печатной основой.

Основные понятия: геологическая эра, карта часовых поясов, часовой пояс, срединный меридиан, местное время, поясное время, летнее время, линия перемены дат.

Тип урока: углубление и расширение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Географический кросс (дополнить тезисы необходимой информацией)

1) География материков и океанов изучает...

2) К основным источникам географических знаний относятся...

3) Основными современными методами географических исследований является...

4) Экватор пересекает такие материки:...

5) Географические карты подразделяются по трем основным признакам:....

6) Полное вращение вокруг своей оси Земля делает примерно за...

7) Воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли, вокруг которой она вращается, называется...

2. Вопрос

• Вспомните, сколько планет в Солнечной системе.

• Какое по счету место от Солнца занимает Земля?

• В чем заключается отличие звезд от планет?

• Какие виды движений совершает Земля как планета?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Сегодня на уроке мы отправимся в далекое прошлое нашей планеты, вспомним историю развития природы Земли и определим некоторые географические закономерности, связанные с ее планетарными особенностями.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Образования Земли («теория большого взрыва»)

2. Развитие Земли

Всю историю развития природы Земли от момента, когда температура поверхности стала ниже 100 °С и возникла гидросфера, ученые условно разделяют на пять эр: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Эры, в свою очередь, делятся на периоды.

Эра (от лат. aere - отдельная цифра, исходное число) - промежуток времени геологической истории Земли.

3. Движение Земли в космосе

Основными видами движений Земли суточное вращение вокруг оси и годовое движение по орбите вокруг Солнца.

Основные последствия таких движений:

• смена дня и ночи, возникновения суточных ритмов в живой и неживой природе;

• сжатие Земли у полюсов;

отклонение тел, которые движутся горизонтально (ветров, морских течений);

смена времен года и формирования поясов освещенности (тепловых поясов), ограниченные тропиками и полярными кругами.

4. Определение времени

Вследствие осевого вращения Земли на нашей планете происходит смена времени.

Местный (или солнечный) время - это время на меридиане данного места Земли. Разница в местном времени двух меридианов зависит от разницы их географической долготы.

Поясное время - это время в пределах одного часового пояса. Каждый пояс ограничен двумя меридианами, которые расположены друг от друга на расстоянии 15°. Время соседних поясов отличается на 1 час. Отсчет времени во всем мире ведется от нулевого (Гринвичского) меридиана. Отсчет поясов ведется к востоку. В 1884 г. была установлена международная линия перемены дат, которая почти совпадает со 180° меридианом. От этой линии с востока на запад начинает свой отсчет новая эпоха.

 

V. Закрепление изученного материала

Выполнение практической работы 1 «Анализ карты “Часовые пояса» и определение местного и поясного времени» (Рекомендуется выполнять в тетрадях для практических работ с печатной основой).

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Подготовить сообщение о гипотезы происхождения Земли (опережающее задание).