УРОК 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ». ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ
Учебная цель: углубить и систематизировать знания учащихся о географии как науке, источники географических знаний, методы географических исследований, деление карт на группы; ознакомить со структурой и общим содержанием курса «География материков и океанов»; способствовать формированию познавательного интереса к изучению курса.
Оборудование: учебники, атласы, географические словари и энциклопедии, географические компьютерные диски, видеокассеты, физическая карта мира (полушарий), журналы «Вокруг света», «Гео», портреты путешественников и исследователей, физическая карта мира.
Основные понятия: география, материк, океан, часть света, методы и источники географических исследований, географическая карта.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
• Организационно-дисциплинарные требования к изучению курса;
• повторение критериев оценивания учебных достижений;
• виды контроля и практических работ;
• необходимые материалы для изучения предмета в течение года (учебник, тетрадь, тетрадь с печатной основой для практических работ, атлас, контурные карты и т.д.);
• требования к ведению тетрадей и т.д.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На уроках географии в 7 классе вас будут ждать увлекательные путешествия материками и океанами нашей планеты. Вы побываете в самых отдаленных уголках земного шара, в жарких странах и там, где царят льды, увидите крупнейшие горы и бескрайние равнины, бурные водопады и удивительные растения и животные. Прежде чем начать свое путешествие, подготовим необходимое «снаряжение» - атласы, тетради, контурные карты, а главное - запасемся терпением. Путь будет нелегким, но очень интересным.
III. Актуализация опорных знаний и умений
• Что изучает география? Что означает слово «география» в переводе с греческого языка?
• Науки о Земле вы знаете?
• Назовите наиболее важные географические открытия. Кто их осуществил?
• Какое значение имеют географические карты в жизни людей?
ИV. Изучение нового материала
1. Что изучает география материков и океанов
География - наука о природе, населении и его хозяйственной деятельности. Современная география решает множество вопросов, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы, занимается выявлением связей между компонентами географической оболочки, законов, согласно которым они объединяются в единый, слаженный организм.
Материк - большая часть суши, со всех сторон окружена океанами и морями. Часть мира - крупнейший участок суши, которая включает территорию материка (материков) или его части вместе с близлежащими островами.
Мировой океан - главная часть гидросферы, сплошное водное пространство земного шара.
2. Предмет и задачи курса
3. Источники географических знаний
4. методы географических исследований
Метод - это конкретный способ изучения того или иного явления или предмета.
Различают общенаучные методы (исторический, математический, компьютерного моделирования, системного анализа и др.) и чисто географические (наблюдение, палеогеографических, картографический, геофизический, геохимический, геокосмічний т.д.).
5. Классификация карт
Географическая карта - уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью условных знаков в определенном масштабе и проекции.
Карты делятся:
• по масштабу: крупномасштабные (масштаб крупнее 1 : 200 000), среднемасштабные (масштаб от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000) и мелкомасштабные (масштаб меньше 1 : 1 000 000);
• по охвату территории: карты мира и карты полушарий, карты материков, океанов и их частей, карты государств и их частей;
• по содержанию: общегеографические и тематические;
• по назначению: учебные, туристические, справочные, военные, технические и др.
Демонстрация образцов карт
V. Закрепление изученного материала
• Что изучает география материков и океанов? Какие задачи стоят в настоящее время перед современными географами? Почему географические знания необходимы каждому современному человеку?
• Что такое материк? часть мира? Мировой океан? Чем отличаются понятия «материк» и «часть света»?
• Какие методы географических исследований вы знаете? Какие из них использовались преимущественно в прошлом, а какие - в наше время? Какие из методов вы считаете наиболее перспективными? Почему?
• По каким признакам классифицируют географические карты? Каковы особенности каждой из групп? Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Обозначить на контурной карте материки и океаны.
• С текстом учебника и картами атласа составить схему «Деление карт на группы» и привести собственные примеры карт каждой группы.
• Составить кроссворд по теме «Выдающиеся путешественники и исследователи» с ключевым словом «материк».