География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ». ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ

 

Учебная цель: углубить и систематизировать знания учащихся о географии как науке, источники географических знаний, методы географических исследований, деление карт на группы; ознакомить со структурой и общим содержанием курса «География материков и океанов»; способствовать формированию познавательного интереса к изучению курса.

Оборудование: учебники, атласы, географические словари и энциклопедии, географические компьютерные диски, видеокассеты, физическая карта мира (полушарий), журналы «Вокруг света», «Гео», портреты путешественников и исследователей, физическая карта мира.

Основные понятия: география, материк, океан, часть света, методы и источники географических исследований, географическая карта.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

• Организационно-дисциплинарные требования к изучению курса;

• повторение критериев оценивания учебных достижений;

• виды контроля и практических работ;

• необходимые материалы для изучения предмета в течение года (учебник, тетрадь, тетрадь с печатной основой для практических работ, атлас, контурные карты и т.д.);

• требования к ведению тетрадей и т.д.

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На уроках географии в 7 классе вас будут ждать увлекательные путешествия материками и океанами нашей планеты. Вы побываете в самых отдаленных уголках земного шара, в жарких странах и там, где царят льды, увидите крупнейшие горы и бескрайние равнины, бурные водопады и удивительные растения и животные. Прежде чем начать свое путешествие, подготовим необходимое «снаряжение» - атласы, тетради, контурные карты, а главное - запасемся терпением. Путь будет нелегким, но очень интересным.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений

• Что изучает география? Что означает слово «география» в переводе с греческого языка?

• Науки о Земле вы знаете?

• Назовите наиболее важные географические открытия. Кто их осуществил?

• Какое значение имеют географические карты в жизни людей?

 

ИV. Изучение нового материала

1. Что изучает география материков и океанов

География - наука о природе, населении и его хозяйственной деятельности. Современная география решает множество вопросов, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы, занимается выявлением связей между компонентами географической оболочки, законов, согласно которым они объединяются в единый, слаженный организм.

Материк - большая часть суши, со всех сторон окружена океанами и морями. Часть мира - крупнейший участок суши, которая включает территорию материка (материков) или его части вместе с близлежащими островами.

Мировой океан - главная часть гидросферы, сплошное водное пространство земного шара.

2. Предмет и задачи курса

3. Источники географических знаний

4. методы географических исследований

Метод - это конкретный способ изучения того или иного явления или предмета.

Различают общенаучные методы (исторический, математический, компьютерного моделирования, системного анализа и др.) и чисто географические (наблюдение, палеогеографических, картографический, геофизический, геохимический, геокосмічний т.д.).

5. Классификация карт

Географическая карта - уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью условных знаков в определенном масштабе и проекции.

Карты делятся:

• по масштабу: крупномасштабные (масштаб крупнее 1 : 200 000), среднемасштабные (масштаб от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000) и мелкомасштабные (масштаб меньше 1 : 1 000 000);

• по охвату территории: карты мира и карты полушарий, карты материков, океанов и их частей, карты государств и их частей;

• по содержанию: общегеографические и тематические;

• по назначению: учебные, туристические, справочные, военные, технические и др.

Демонстрация образцов карт

 

V. Закрепление изученного материала

• Что изучает география материков и океанов? Какие задачи стоят в настоящее время перед современными географами? Почему географические знания необходимы каждому современному человеку?

• Что такое материк? часть мира? Мировой океан? Чем отличаются понятия «материк» и «часть света»?

• Какие методы географических исследований вы знаете? Какие из них использовались преимущественно в прошлом, а какие - в наше время? Какие из методов вы считаете наиболее перспективными? Почему?

• По каким признакам классифицируют географические карты? Каковы особенности каждой из групп? Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Обозначить на контурной карте материки и океаны.

• С текстом учебника и картами атласа составить схему «Деление карт на группы» и привести собственные примеры карт каждой группы.

• Составить кроссворд по теме «Выдающиеся путешественники и исследователи» с ключевым словом «материк».