УРОК 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 «АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ СТРОЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ»
Учебная цель: повторить, расширить и систематизировать знания учащихся о строении литосферы и земной коры; продолжить формирование у учащихся умения работать с тематическими картами атласа с целью установления и объяснения главных географических закономерностей.
Оборудование: физическая карта мира, тектоническая карта мира, учебники, атласы, тетради для практических работ с печатной основой.
Основные понятия: литосфера, тектонические структуры, планетарные и основные формы рельефа.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Какие составные части выделяют во внутреннем строении Земли?
• Что такое литосфера?
• Что такое земная кора? Какова средняя толщина земной коры?
• Из каких слоев состоит земная кора?
• Что называют литосферными плитами?
• Какие виды движения литосферных плит вам известны?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сегодня мы «заглянем» в земных глубин. Для чего же людям нужно знать о внутреннем строении Земли? Ответ на этот вопрос поможет окончательно прояснить происхождение многих процессов, происходящих на поверхности Земли, в том числе и землетрясений, вулканизма, формирование рельефа и т.п. Несмотря на недоступность земных глубин, учеными сделано немало открытий. Вспомним некоторые из них, сделаем свои предположения.
ИV. Углубление и расширение знаний
1. Неоднородность земной коры
Земная кора имеет разную мощность, которая колеблется от 6 км (под океанами) до 70 км (под горными системами). На равнинах она составляет около 25-40 км. Различают два основных типа земной коры: материковую и океаническую. Материковая земная кора состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Океаническая земная кора имеет два слоя: осадочный и базальтовый. Земная кора вместе с верхней частью мантии к слою астеносферы создает твердую оболочку Земли - литосферу.
2. Плиты литосферы
Литосферные плиты - крупные блоки литосферы, толщиной от 60 до 100 км, которые медленно (2-5 см в год) перемещаются вдоль астеносферы (вязкого слоя мантии). Движения литосферных плит происходят очень медленно (1-8 см за год) в разных направлениях - вертикально и горизонтально. Вследствие движения литосферных плит в горизонтальном направлении в одних местах земной коры происходит их столкновение, в других - различия. На границах литосферных плит возникают срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, трещины, происходят процессы горообразования.
Пограничные участки между литосферными плитами является наиболее беспокойными на нашей планете. Их называют поясами складчатости, или сейсмическими поясами.
Именно с ними связана активность большинства действующих вулканов и большая часть землетрясений.
3. Формирование рельефа земной поверхности
Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Формы рельефа земной поверхности образовались в результате взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов Земли.
Планетарными формами рельефа являются выступы материков и впадины океанов. Материкам соответствует материковая земная кора, океаны - океаническая. Основу материков составляют древние (докембрийские) и более молодые (палеозойские) платформы - крупные, относительно устойчивые участки земной коры, активные гороутво - рювальні процессы в которых происходили в далекие геологические эпохи. В пределах материков и океанов различают две основные формы рельефа: горы и равнины.
Работа с картой (выполнение практической работы 2 «Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа по тематическим картам атласа»)
V. Закрепление изученного материала
Сравнение физических и тектонических карт мира позволяет сделать вывод о том, что горы в основном соответствуют подвижным складчатым поясам разного возраста, равнины - древним и молодым платформам.
Окончания практической работы 2 «Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа по тематическим картам атла - са» (рекомендуется выполнять в тетрадях для практических работ с печатной основой).
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• С помощью физической и тектонической карт мира найти и назвать горы, географическое положение которых не связано с современными границами литосферных плит. Определить, противоречит ли расположение этих гор теории литосферных плит. Объяснить происхождение этих гор.