Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Вступление

 

УРОК 2

Тема. Разнообразие живых организмов, их классификация и среды обитания

 

Цель. Расширить знания учащихся о разнообразие живой природы; сформировать представление о среде обитания живых существ и их характеристику; приспособления организмов к определенным сред обитания; показать современную классификацию живой природы.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, Дроб'янки, Грибы, Растения, Животные.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц и моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Оборудование: схемы, таблицы, изображение или натуральные объекты - представители разных царств живой природы.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

14

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задачи.

Сообщение учащимися интересных фактов о жизни растений.

Терминологический диктант. Учитель читает определения, учащимся нужно указать название или продолжить предложение.

Система наук о жизни. (Биология).

Наука о растениях. (Ботаника).

Наука о животных. (Зоология).

Изучением микроорганизмов занимается... (Микробиология).

Бактерии - объект исследования... (Бактериологии).

Грибы изучает... (Микология).

Простейшие. (Протистологія).

Насекомые. (Энтомология).

Рыбы. (Ихтиология).

Классификацию различных групп организмов осуществляет... (Систематика).

Внешнее строение организмов изучает... (Морфология).

Внутреннее строение организмов изучает... (Анатомия).

Обмен веществ и энергии в живых существах рассматривает... (Физиология).

Микроскопическое строение тканей изучает... (Гистология).

Закономерности наследственности и изменчивости исследует... (Генетика).

Наука, изучающая закономерности распространение живых организмов на Земле, называется... (Біогеографією).

Наука о ископаемые организмы. (Палеонтология).

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Объяснение. Вы видите, что существует много наук о живых организмах. Это объясняется тем, что живых существ на нашей планете также много и живут они в так называемых средах существования. Эти существа очень разные. Поэтому, чтобы досконально изучить и разобраться с множеством живых организмов, работу над изучением различных представителей живой природы, ученые попытались их классифицировать, т.е. разделить на группы по определенным общими признаками. Такими признаками являются наличие или отсутствие в клетке ядра, способ питания (автотрофний или гетеротрофний) и т.п. С ними вы познакомитесь во время изучения царств живой природы.

План

1. Классификация организмов.

2. Среды обитания живых организмов.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

1. Объяснение.

Классификация организмов

Существует несколько систем организмов. Приведем пример одной из них.

В биологии различают неклеточные и клеточные организмы. Неклеточные имеют лишь одно царство - Вирусы. (Царство есть высшей единицей классификации). Клеточные организмы начисляют два надцарства: прокариоты, или доядерні, и эукариоты (ядерные). К прокариот принадлежит одно царство Дроб'янки (три підцарства: бактерии, архебактерии и цианобактерии, или сине-зеленые водоросли). Второе объединяет три царства: Животные (два підцарства: простейшие, или одноклеточные, и многоклеточные), Растения (три підцарства: настоящие водоросли, багрянкові и высшие растения) и Грибы (два підцарства: ниже и высшие грибы).

Весь мир живого современными систематиками чаще всего делится на пять царств: Вирусы (Vira); Дроб'янки (Mochnota); Растения (Plantae или Vegetabilia); Грибы (Mycota); Животные (Animalia).

Главными таксономи ческими категориями есть царство, отдел (у животных - тип), класс, порядок, семейство (у животных - ряд), род и вид.

В седьмом классе мы будем изучать представителей царств Дроб'янки, Грибы, Растения (Водоросли, Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротникообразные, Голосеменные и Цветковые).

2. Выполнение заданий практикума.

Среды обитания живых организмов

1. Рассказ. Живых организмов на нашей планете очень много. Они отличаются размерами, способом питания, а также местами проживания. Эти места называют средами существования.

2. Дидактическая игра “Найди дом”.

Цель: актуализировать знания детей о среды обитания организмов, полученные из курса начальной школы и “Естествознание”, 5-6-ых классов.

Оборудование: рисунки с изображением крота, дождевого червя, деревья, птицы, клеща, блохи, окуня, краба.

Игровое действие: за изображением на рисунке назвать среда жизни организма.

Правила игры: класс делится на две команды. Учитель наугад показывает четыре рисунки каждой команде, а ученики определяют среду обитания того или иного организма.

3. Рассказ с элементами беседы.

Живые организмы населяют четыре основные среды обитания: наземно-воздушную, водную, грунтовое, а также організмове, то есть тело других существ.

Наземно-воздушную среду за своими условиями разнообразное. Ведущая роль среди факторов неживой природы здесь принадлежит освещению, температуре, влажности, газовому составу атмосферы. Согласно этих факторов растения и животные имеют разнообразные приспособления. Например, среди растений являются хорошо всем известные кактусы, у которых листья превратились в колючки, стебель толстый и мясистый. Кактусы имеют хорошо развитую корневую систему, очень плотную и прочную оболочку, которой покрыто стебель. Как вы думаете, в каких условиях наземно-воздушной среды кактус приспособился таким образом? Да, это приспособление к жизни при воздействии высоких температур и небольшой количества воды. А теперь вспомните, каких растений вы видели, что растут на открытой местности, и которых в тени, скажем, в лесу под ярусом высоких деревьев. Как вы считаете, будут ли расти эти растения, если их поменять местами, есть растения, которые росли в тени, посадить на открытую местность, и наоборот?

В водной среде обитания ведущая роль принадлежит температуре, освещенности, давления, газовому составу, солености воды, рельефа дна и т.д.

Если вы когда-нибудь ныряли с аквалангом или смотрели подводные съемки по телевизору, то, конечно, помните, что подводные растения и водоросли лучше растут на небольшой глубине, куда хорошо проникают солнечные лучи. И что дальше вы продвигаетесь в глубь, тем темнее становится и меньше случается растительность, а затем совсем исчезает.

Почва - это верхний плодородный слой литосферы (твердой оболочки Земли), образованный в результате жизнедеятельности различных организмов. Почва представляет собой систему полостей, размеры которых зависят от диаметра механических частиц, которые его составляют. Эти полости заполнены водой или воздухом. Благодаря наличию влаги условия существования мелких организмов в почве приближаются к подобным в водоемах. Влажность почвы всегда выше, чем влажность воздуха, поэтому разнообразные организмы могут легче переживать там засушливый период.

Другой характерной чертой почвы как среды обитания является сравнительно небольшая амплитуда суточных и годовых колебаний температур (на глубине более 2 м сезонные колебания температуры почти не чувствуются). Это дает возможность наземным организмам мигрировать в толщу грунта и там переживать в активном или неактивном состоянии период низких или повышенных температур. В почве имеются значительные запасы органических веществ, что создает кормовую базу для разнообразных организмов.

Организм как среда обитания за своим свойствам существенно отличается от других. Так, если на организмы, живущие на поверхности других существ, влияют различные факторы окружающей среды, то на организмы, обитающие внутри организма хозяина, эти факторы действуют только опосредованно. В роли хозяев могут выс бухать любые организмы - от бактерий до высокоразвитых организмов растений и животных. Примерами могут стать бактерии, паразитов, есть многочисленные болезнетворные бактерии. Например, растения-паразиты и напівпаразити - омела, повилика. Среди животных-паразитов можно назвать различные виды плоских и круглых червив, которые живут во внутренних органах человека и животных. Так, печеночный цепень питается в печени и желчных протоках коров, свиней, кроликов, иногда случается и во внутренних органах человека. Широкий стьожак и свиной цепень паразитируют в кишечнике человека, вызывая плохое чувство и похудения. На поверхности животных паразитируют вши и клещи.

 

4. Проработка фрагмента статьи в учебнике.

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Выполнение заданий практикума.

А) Заполнить таблицу.

Характеристика сред обитания организмов

Среда обитания

Примеры организмов, которые существуют в этой среде

Приспособления, которые возникли в организмов определенной среды обитания

Наземно-воздушное

 

 

Водное

 

 

Грунт

 

 

Организм

 

 

 

Б) Дополнить схему, отражающую классификацию живых организмов.

2. Задачи на доске. Расположите систематические группы растений в порядке возрастания: отдел, вид, царство, семья, порядок, класс, род.

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.