Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Вступление

 

УРОК 1

Тема. Биология - наука о живой природе. Растительный мир - составная часть природы

 

Цель. Расширить и углубить знания учащихся о биологии как одну из наук, изучающая природу; показать и доказать, что растительный мир является частью живой природы; ознакомить учащихся с частями учебника “Биология”, формировать умения и навыки работы с учебником.

Основные понятия и термины: биология, физика, химия, природоведение, география, экология, систематика, царство.

Оборудование: мультимедийный комплекс, живые растения (гиацинт, бріофілум, лилии, розы, хризантемы, лилии) и гербарные образцы, таблицы с примерами искусственных и естественных систем, рисунки с примерами тропических (баобаб, свічкове дерево) и трансгенных (соя, картофель) растений.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц и моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); технические (использование мультимедийного комплекса).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

8

3.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

4.

Обобщение и систематизация изученного.

15

5.

Итоги урока, аргументация оценок.

3

6.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Объяснение. Уважаемые ученики! Отгадайте загадки:

· Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а учит.

· Уст не имею, а о живых и мертвых красно поведаю.

· Живет без тела, говорит без языка.

· Кто говорит молча?

· Кто молчит, а разуму учит? Отгадки: КНИГА.

Вы держите в руках надежного помощника и друга, который поможет вам в 7 классе овладеть нелегкой наукой - биологией. Он молчаливый, но умный и терпеливый. И очень хочет, чтобы вы стали ему настоящими товарищами, то есть с уважением относились к нему, умели им пользоваться. Откройте учебник и найдите, где находится содержание, просмотрите его, в тексте одного из параграфов обратите внимание на выделение отдельных слов другим шрифтом и цветом. Как вы думаете, зачем это сделано? Правильно, чтобы ученик обращал внимание на названия понятий и терминов, главное, мог легко находить в тексте необходимую ему информацию. Вспомните пословицы о книгах. Например: “В книге ищи не буквы, а мысли”. Как вы понимаете эту пословицу? Обсудите другие пословицы:

• Книги - верные друзья.

• Кто много читает - тот много знает.

• В доме без книг, как без окон, темно.

• Прочел хорошую книгу - встретился с другом.

2. Составьте перечень правил бережного отношения к учебнику.

Например: Береги учебник от огня, влаги и от грязных рук. Оберни его, чтобы не загрязнился обложка. Не делай в книге пометок ручкой. Не вырывай и не загинай страницы.

 

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ с элементами беседы, создание проблемной ситуации; выполнение заданий практикума.

В курсе природоведения вы учили, что все объекты природы, а также технические средства человечества - машины, механизмы, станки и т.д. - можно рассматривать как природные или искусственные системы. Вспомните определение, что такое “система Какие связи существуют в живых системах, например, в озере?

Итак, сегодня на уроке мы повторим и подробно рассмотрим, что изучает биология, с каких наук она состоит, а также, что такое растительный мир, и вы сможете доказать, что именно он является главной составной частью природы. Подумайте, почему это так. (Для этого вам надо вспомнить тип питания растительных организмов.)

 

План

1. Система биологических наук.

2. Применение биологических знаний.

3. Растительный мир - составная часть природы.

 

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Система биологических наук

1. Подготовительная беседа. Вспомните из курса природоведения, которые вы знаете науки, изучающие природу. Выполните задачи. (Учитель заранее чертит на доске незаконченное схему и предлагает ученикам ее завершить, соединив стрелочками названия наук с предметами исследования этих наук. Это задание можно выполнить с помощью интерактивной доски.)

БИОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЛА

ХИМИЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

АСТРОНОМИЯ ЗЕМЛЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИЯ

ЭКОЛОГИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ

ФИЗИКА КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА О ПРИРОДЕ

 

2. Рассказ. Вы уже знаете, что термин “биология” происходит от греческих слов bios”, что означает “жизнь”, и logos- “учение”. Итак, это система наук о жизни. Биология объединяет много научных дисциплин. Особенности строения и жизни растений и животных обусловили разделение биологии на ботанику (науку о растениях) и зоологию (науку о животные). Изучения микроорганизмов привело к возникновению микробиологии. Ботаника, зоология и микробиология, в свою очередь, делятся на много отраслей, значительное количество которых являются самостоятельными науками, которые изучают определенные группы организмов. Например, бактерии - объект исследования бактериологии, грибы - микологии, простейшие - протистології, насекомые - энтомологии, рыбы - ихтиологии т.д. Классификацию различных групп организмов делает систематика.

Другую группу составляют биологические науки, исследующие самые разнообразные проявления жизни и свойства организмов. Так, внешнее строение организмов изучает морфология, внутреннее - анатомия, микроскопическое строение тканей - гистология. Обмен веществ и энергии в живых существах рассматривает физиология. Закономерности наследственности и изменчивости - генетика. Наука о закономерностях распространение живых организмов на Земле называется біогеографією. Наука о ископаемые организмы - палеонтология. То есть вы видите, что биология, как наука, состоит из многих подразделений и охватывает огромную сферу изучения живых существ.

Этого учебного года мы с вами будем изучать курс биологии, который охватывает различные царства живых существ, в частности, царства Дроб'янки, Грибы и Растения.

 

3. Рассказ с элементами беседы.

Применение биологических знаний

Какие вещества необходимы человеку для жизнедеятельности? Откуда она их получает?

Необходимые для питания вещества (белки, жиры, углеводы и витамины) человек получает в основном от культурных растений, то есть тех, которая сама выращивает, и домашних животных. Знание законов генетики и селекции, физиологических особенностей этих растений и животных позволяет совершенствовать способы их выращивания, а также выводить новые сорта растений и породы животных.

Уровень знаний в области биогеографии и экологии позволяет определить возможность и эффективность введения в культуру определенной страны тех растений, которые ранее не выращивались. А генная инженерия предоставляет сортам и породам тех свойств, которые необходимы человеку.

Вы все знаете такое растение, как соя (демонстрации рисунка). Соя - источник белка, без которого невозможно существование любого организма. Но раньше в Украине эту культуру не выращивали, потому что в условиях нашего климата ее семена не созревало. Теперь эта проблема решена благодаря селекции, что позволила ввести в гены сои ген, который ускоряет созревание семян. Культуры, с которыми ученые делают опыты на уровне генов, то есть частиц, несут наследственную информацию об организме, называют трансгенными. Сейчас общественность всех стран активно обсуждает проблемы безопасности употребления трансгенных продуктов. Единой точки зрения на этот вопрос не существует, ведь изучение влияния трансгенных культур на здоровье человека должно проводиться много лет. И только после досконального исследования станет понятной их действие.

Еще одним примером трансгенной культуры может стать картофель, который не повреждает колорадский жук (демонстрация рисунка). Также неизвестно, к каким последствиям может привести употребление такого картофеля. Замечено, что такая картошка менее устойчива к поражению болезнью растений - фитофторозом.

Имеет ли значение биология для ведения сельского, лесного и промыслового хозяйств?

Исключительно большое значение имеет биология как теоретическая основа для ведения сельского, лесного и промышленного хозяйств. Понимание закономерностей размножения и распространения болезнетворных вирусов и бактерий, паразитических организмов необходимо человеку для успешной борьбы с инфекционными и паразитическими заболеваниями.

4. Выполнение заданий практикума.

5. Рассказ с элементами беседы.

Растительный мир - составная часть природы

Вы вспомнили, что такое экосистема, и знаете, что жизнь на нашей планете существует благодаря деятельности растений. Именно растения способны аккумулировать энергию Солнца и преобразовывать ее в энергию химических связей, создавать из неорганических веществ органические. Органические вещества, как источник пищи и энергии, необходимые всему живому на планете. Производит органические вещества зеленое растение. Она обогащает воздух кислородом, которым дышат растения, лишайники, много грибов, животные, человек. В процессе дыхания выделяется углекислый газ. Также углекислый газ выделяется во время разложения мертвых остатков, при горении, уничтожении мусора, технических отходов. Благодаря растениям, которые поглощают углекислый газ в процессе воздушного питания, его объем в воздухе поддерживается. Следовательно, растения являются главным звеном в любой цепи питания. Вспомните, что такое цепь питания.

Значение растений люди поняли еще в давние времена. Ими любовались, лечились, о них слагали песни и легенды. Поэтому с давних времен люди уславлювали растительный мир, придавали растениям божественного значения.

Например, у древних греков и римлян в большом почете были лилии и гиацинты. Ежегодно весной они устраивали трехдневный праздник Гіацинтин. Французы любили лилии, поэтому на гербе Франции изображены три лилии. В Болгарии особого отношения потерпели розы. Ежегодно во время сбора розовых лепестков в этой стране отмечают праздник роз. В Англии большой популярностью пользуется мак. В день памяти погибших воинов маками устилают подножия памятников и украшают окна домов. В Японии большим уважением пользуются хризантемы. Они являются символом нации и изображены на гербе и государственной печати Японии. Высшей наградой страны Восходящего солнца является орден Хризантемы. Октябрь в Японии называют месяцем хризантем.

Великий немецкий поэт И. В. Гете чрезвычайно любил природу и даже написал произведение «Метаморфоз растений». Его очень интересовала тропическое растение бріофідум (или каланхоэ) (демонстрация растений). На зубчатых краях листьев этого растения появляются почки. Каждая почка - это крошечная модель самого растения. Она имеет листья, корни и стебли будущих побегов. Отрываясь от листка и падая на землю, эти почки дают начало новым растениям. Гете восхищался «производительной мощью природы», наблюдая за этой индийской живородною растением. Именно поэтому бріофідум назвали деревом Гете.

В Панаме растут свечные деревья, плоды которых настолько богаты жир, что когда проткнуть сквозь плод гнет, то образуется свеча. Горит она в течение 3-5 часов без дыма и копоти.

В тропических зонах Южной Америки и Африки растет дерево путешественников. В полых ножнах чрезвычайно больших листьев этого дерева собирается много воды. Эту особенность сего времени использовали путешественники. Отсюда и пошло название растения.

Самое толстое дерево в мире - баобаб - обитатель африканских саванн. Оно имеет крупные белые цветки до 20 см в диаметре. Интересно, что баобаб цветет до того, как разовьются цветки. Его плоды похожие на огурцы, и их охотно едят обезьяны, поэтому баобаб называют “обезьяньим деревом”. Из его плодов готовят напиток, по вкусу похожий на лимонад, поэтому его еще называют лимонадным деревом”. Используют также и прочные волокна древесины баобаба - из них плетут рыболовные сети, изготавливают бумагу. Баобаб, возможно, - древнейшее растение на свете. Он может дожить до 5 500 лет, а его ствол достигает в диаметре до 9 метров.

И интересных фактов о жизни растений можно привести множество.

6. Обработки материала соответствующей статьи в учебнике. Беседа по тексту.

 

4. Обобщение и систематизация изученного.

1. Выполнение заданий практикума.

А) Докажите, что без растений жизнь на Земли в современном его проявлении не существовало бы.

Б) Приведите примеры использования растений человеком. Ответы отметьте рисунками-символами. Например, применение в парфюмерии - соответствующий рисунок (зубная паста и т.д.).

2. Контрольно-оценочная беседа.

Какие науки являются биологическими? Что они изучают?

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике. Используя литературные источники, подберите интересную информацию о растениях.