Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Вступление

 

УРОК 3

ЭКСКУРСИЯ

Тема. Природа родного края

 

Цель. Ознакомить учащихся с видовым составом растений, растущих в ближайшем окружении: актуализировать знания о системы и связи между компонентами системы, закрепить понятие об основных таксономические единицы.

Оборудование: блокноты, карандаши, бинокль, фотоаппарат и т.д.

Литература для учителя: 9, 52, 56.

И. Подготовка к экскурсии.

1. Подготовка учителя к экскурсии.

Заранее определить:

Место проведения экскурсии зависимости от того, где расположена школа: в сельской или городской местности, в центре или на окраине.

Это может быть поле, лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.

Маршрут и объекты наблюдений.

2. Ознакомление учащихся с задачами экскурсии.

 

II. План проведения экскурсии.

1. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и наблюдать,

2. Разделение класса на группы и получение соответствующего задания, которое выполняется непосредственно во время наблюдения за естественными и искусственными экосистемами.

3. Беседа или рассказ (когда прибыли на объект наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует обратить особое внимание.

4. Самостоятельная работа в группах.

 

III. Проведение экскурсии.

А) Беседа

- Какие вы знаете деревья, которые растут в нашей местности?

- Какие вы знаете кусты?

- Какие вам известны травянистые растения?

- Какое практическое значение этих растений?

- Назовите, какие вы знаете лекарственные растения, растущие в нашей местности, возле вашего дома, школы.

- В состав какой системы (естественной или искусственной) относятся растения, которые вы наблюдаете? Докажите.

- Какие основные таксономические единицы растений вы знаете? Для чего их ввели в науку? Приведите примеры.

Б) Самостоятельная работа в группах:

Задание для группы 1.

А) Составьте список травянистых растений, которых больше всего в месте проведения экскурсии. Вместе с учителем определите родовые и полные видовые названия.

Соберите пять (количество может быть произвольной) растений с корнем (сорняков), определите их с помощью учителя и сделайте из них гербарий, пользуясь инструктивной карточкой.

Б) Подготовьте краткий доклад о каждую из этих растений, укажите их значение в природе и жизни человека. Опишите условия роста растений. Определите, к какой естественной системе они принадлежат

Задание для группы 2.

А) Составьте список деревьев и кустарников, которые вы увидели. Зарисуйте или сфотографируйте формы кустов и деревьев. Вместе с учителем определите родовые и полные видовые названия. Соберите образцы листьев с каждой растения и изготовьте гербарий листьев с различной формой листовой пластины, опираясь на інструктивну карточку.

Б) Подготовьте краткий доклад о каждое растение, укажите ее значение в природе и жизни человека. Опишите условия их рост. Определите, к какой природной системы относятся увиденные вами растения. Охарактеризуйте связи данного растения с факторами неживой (вода, почва, воздух) и живой природы (другие растения, животные, человек, бактерии).

Інструктивна карточка

Для изготовления гербария положите собранное растение или его часть в расправленном виде на газетную бумагу. Другим листом газетной бумаги накройте растение. Изменяйте эти газеты первого дня несколько раз, дальше - реже. Засушенные растения пришейте на белые плотные листы бумаги и приклейте этикетку, в которой укажите название растения (после определения), место и время сбора. Вместе с учителем, используя школьный определитель или специальные карточки, определите название и семью, к которой он относится.

В) Доклады учащихся по результатам выполненных заданий.

Г) Обобщающая беседа.

- Какие растения вы наблюдали на экскурсии?

- На какие группы вы бы их разделили, за признаку? (По форме жизни или по значению).

- Какие системы вы наблюдали на экскурсии?

- Какое значение имеют растения в данных системах?

- Для любой системы, которую вы видели, составьте цепь питания.

 

IV. Итоги экскурсии.

Самооценивание учащимися своих знаний и практических умений. Празднования учителем активных и внимательных учеников. Учитель обращает внимание на то, что полученные на экскурсии знания и засушенные дома гербарные образцы растений учащиеся используют на протяжении следующих уроков.

V. Домашнее задание.

1. В тетради дать ответы на задачи, и в классе на уроке доложить о результатах своего наблюдения, демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом оформленное задача).

2. На основе отчетов ученики вместе с учителем могут оформить стенд в кабинете.