Вступление
УРОК 3
ЭКСКУРСИЯ
Тема. Природа родного края
Цель. Ознакомить учащихся с видовым
составом растений, растущих в ближайшем окружении: актуализировать знания о
системы и связи между компонентами системы, закрепить понятие об основных
таксономические единицы.
Оборудование: блокноты, карандаши,
бинокль, фотоаппарат и т.д.
Литература для учителя: 9, 52, 56.
И. Подготовка к экскурсии.
1. Подготовка учителя к экскурсии.
Заранее определить:
Место проведения экскурсии зависимости
от того, где расположена школа: в сельской или городской местности, в центре или
на окраине.
Это может быть поле, лес, сад, луга,
городской парк, берег реки или озера и т.д.
Маршрут и объекты наблюдений.
2. Ознакомление учащихся с задачами экскурсии.
II. План проведения экскурсии.
1. Ознакомление учащихся с темой, целью
и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и
наблюдать,
2. Разделение класса на группы и получение
соответствующего задания, которое выполняется непосредственно во время наблюдения за
естественными и искусственными экосистемами.
3. Беседа или рассказ (когда
прибыли на объект наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует
обратить особое внимание.
4. Самостоятельная работа в группах.
III. Проведение экскурсии.
А) Беседа
- Какие вы знаете деревья, которые растут в
нашей местности?
- Какие вы знаете кусты?
- Какие вам известны травянистые
растения?
- Какое практическое значение этих растений?
- Назовите, какие вы знаете лекарственные
растения, растущие в нашей местности, возле вашего дома, школы.
- В состав какой системы (естественной
или искусственной) относятся растения, которые вы наблюдаете? Докажите.
- Какие основные таксономические единицы
растений вы знаете? Для чего их ввели в науку? Приведите примеры.
Б) Самостоятельная работа в группах:
Задание для группы 1.
А) Составьте список травянистых
растений, которых больше всего в месте проведения экскурсии. Вместе с учителем определите
родовые и полные видовые названия.
Соберите пять (количество может быть
произвольной) растений с корнем (сорняков), определите их с помощью учителя и
сделайте из них гербарий, пользуясь инструктивной карточкой.
Б) Подготовьте краткий доклад о
каждую из этих растений, укажите их значение в природе и жизни человека. Опишите
условия роста растений. Определите, к какой естественной системе они принадлежат
Задание для группы 2.
А) Составьте список деревьев и кустарников,
которые вы увидели. Зарисуйте или сфотографируйте формы кустов и деревьев. Вместе с
учителем определите родовые и полные видовые названия. Соберите образцы листьев с каждой
растения и изготовьте гербарий листьев с различной формой листовой пластины,
опираясь на інструктивну карточку.
Б) Подготовьте краткий доклад о
каждое растение, укажите ее значение в природе и жизни человека. Опишите условия
их рост. Определите, к какой природной системы относятся увиденные вами
растения. Охарактеризуйте связи данного растения с факторами неживой (вода,
почва, воздух) и живой природы (другие растения, животные, человек, бактерии).
Інструктивна карточка
Для изготовления гербария положите
собранное растение или его часть в расправленном виде на газетную бумагу. Другим
листом газетной бумаги накройте растение. Изменяйте эти газеты первого дня
несколько раз, дальше - реже. Засушенные растения пришейте на белые плотные листы
бумаги и приклейте этикетку, в которой укажите название растения (после определения),
место и время сбора. Вместе с учителем, используя школьный определитель или
специальные карточки, определите название и семью, к которой он относится.
В) Доклады учащихся по результатам
выполненных заданий.
Г) Обобщающая беседа.
- Какие растения вы наблюдали на
экскурсии?
- На какие группы вы бы их разделили, за
признаку? (По форме жизни или по значению).
- Какие системы вы наблюдали на
экскурсии?
- Какое значение имеют растения в данных
системах?
- Для любой системы, которую вы
видели, составьте цепь питания.
IV. Итоги экскурсии.
Самооценивание учащимися своих знаний и
практических умений. Празднования учителем активных и внимательных учеников.
Учитель обращает внимание на то, что полученные на экскурсии знания и засушенные дома
гербарные образцы растений учащиеся используют на протяжении следующих уроков.
V. Домашнее задание.
1. В тетради дать ответы на
задачи, и в классе на уроке доложить о результатах своего наблюдения,
демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом оформленное
задача).
2. На основе отчетов ученики вместе с
учителем могут оформить стенд в кабинете.