Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

В «Вступлении» школьники знакомятся с царством Животного как составной частью природы, получают представление о разнообразии животных, их классификацию, роль животных в жизни человека. Эти знания были положены в основу дальнейшего изучения особенностей строения и жизнедеятельности животных.

 

УРОК № 1

Тема. Зоология - наука о животных. Царство Животные - составная часть природы.

Цель: сформировать у школьников понятия о науке зоологию и о царство Животные как составную часть природы.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии и плакаты, позволяющие рассказать о науку зоологию и показать царство Животные как составную часть природы.

Базовые понятия и термины: природа, система живой природы, царство Животные, зоология.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

 

Ход урока

I.Організаційний этап

На этом этапе учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к урока и наличие домашнего задания. Качественную оценку домашнего задания учитель дает после проверки тетрадей или опроса учащихся.

В следующих уроках мы не будем детализировать этот этап, давая возможность учителю действовать на свое усмотрение, используя различные формы проверки домашнего задачи. Будут прописаны только проверки выполнения домашних лабораторных работ, которые е в тетради [2].

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Обсуждение проблемной ситуации или вопроса

На начале каждого урока предусмотрено обсуждение проблемной ситуации или вопроса. Это позволяет осуществить не только актуализацию опорных знаний, но и мотивацию учебной деятельности. Учитель предлагает школьникам обсудить проблему, проблемную ситуацию или вопрос, что дает им возможность осознать необходимость дальнейшего изучение темы урока. Учитель выслушивает мнения учащихся, затем эти мысли обсуждаются, после этого учитель и учащиеся подводят итог дискуссии. Под время обсуждения учащиеся с одной стороны активно применяют знания, которые они уже имеют, а с другой - понимают, что этих знаний недостаточно для решения проблемы или ответа на вопрос. Они делают вывод о том, что им нужна дополнительная информация.

Данный урок можно начать с обсуждения такого вопроса: «Как вы думаете, могут животные существовать независимо от других живых организмов?»

III.Вивчення нового материала

Работа с учебником

Во время изучение нового материала можно использовать работу в группах, которая основана на изучении текста учебника и его дальнейшем обсуждении в этой группе.

Работа с текстом учебника является важным элементом обучения. Школьники должны постепенно осваивать навыки работы с научными и учебными текстами, уметь структурировать такие тексты и получать с них научную информацию. Предмет «Биология» дает возможность формировать у школьников умение активно пользоваться содержанием учебника, быстро находить в параграфе необходимую информацию и применять ее для поиска ответов на возникающие вопросы. Восьмиклассник должен понимать содержание текста, читаемого, выделять из него главное, обобщать прочитанное, делать выводы. Он также должен уметь пользоваться словарем, извлекать из него информацию о неизвестные сроки. Все эти умения формируются постепенно. Поэтому работа с учебником должна проводиться на каждом уроке.

На этом же уроке, после того, как школьники обсудят невозможность существования животных независимо от других живых организмов, им предлагается прочитать часть текста параграфа «Зоология - наука о животных» с. 6-9 и обсудить в группах новую информацию.

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ с элементами беседы дает возможность учителю не только рассказывать, но и постоянно общаться со школьниками, выясняя степень понимания и корректируя рассказ в случае необходимости. Учителя довольно часто используют такую форму работы, поскольку она дает возможность выкладывать новый материал, контролируя его понимание.

На этом уроке беседа начинается с рассказа о науку зоологию, царство Животные и его место в системе живой природы.

1. Царства живой природы

Разговор о царствах природы следует начинать с повторения уже изученных царств. О каждом из них нужно задать вопросы и выслушать ответы учащихся. После этого станет понятным, на чем остановиться и что объяснить подробнее.

Ученые выделяют пять царств. Назовите царства, которые вы знаете.

Учитель выслушивает ответы школьников и расширяет их знания, дополняя то, что ими было сказано.

2. Признаки живых организмов

Возможно, есть необходимость поговорить со школьниками о признаках живых организмов, для того чтобы можно было выделить основные признаки живого и особенности именно животных организмов.

Все живые организмы объединяет то, что они имеют ряд основных признаков. Надо спросить у школьников, какие это признаки, выслушать их ответы и добавить те признаки, которые школьники не назвали.

Основные признаки живого.

1. Единство химического состава (к состав живых организмов входят белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды).

2. Единый принцип структурной организации (все живые организмы состоят из клеток).

3. Самовоспроизводство (репродукция).

Рассказывая о этот признак, необходимо показать, что существование каждого отдельно взятой биологической системы ограничено во времени и поддержания жизни связано с самовідтворенням. Репродукция тесно связана с другими фундаментальными свойствами живых организмов - наследственностью и изменчивостью.

4. Наследственность - способность живых организмов передавать свои признаки и свойства следующему поколению.

5. Изменчивость - это способность живых организмов существовать в различных формах и вариациях.

6. Рост и развитие.

Рассказывая о этот признак, следует напомнить, что процессы роста и развития характерны для всех живых организмов и являются общими свойствами живой материи. Они взаимосвязанные, но нетождественные. Расти - значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Развитие же сопровождается изменением живых объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

7. Раздражимость.

Рассказывая о этот признак, следует показать, что в процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Эту свойство называют раздражимостью. Реакция многоклеточных животных на раздражители осуществляется с помощью нервной системы и называется рефлексом. Организмы, не имеющие нервной системы, например, простейшие или растения, лишены рефлексов, их реакция на воздействие внешних факторов выражается в изменении характера движения или роста. Соответствующие реакции простейших одноклеточных животных называют таксисами. Например, положительный фототаксис - движение в направлении к свету, отрицательный фототаксис - движение в направлении от света.

Можно спросить о том, какие движения характерны для растений (тропізми, настії).

8. Дискретность.

С этой свойством живого школьники встречаются впервые, о ней нужно рассказать подробнее. Слово дискретность происходит от латинского discretum, что означает прерывистый, разделенный, такой, что состоит из отдельных частей. Дискретность - всеобщее свойство материи. Жизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм. Любая биологическая система (например, организм, популяция, вид, биоценоз) состоит из отдельных, но взаимосвязанных и взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

9. Авторегуляція.

С этой свойством живого школьники также не встречались в процессе предварительного изучение биологии. Авторегуляція (саморегуляция) тесно связано с гомеостазом. Гомеостаз - это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов. Авторегуляція осуществляется с помощью гомеостаза.

10. Ритмичность.

Необходимо отметить, что периодические изменения в окружающей среде влияют на живую природу, формируя собственные ритмы живых организмов. Эти ритмы зависят от ритмических процессов, характерных для Солнца, Земли и Луны, то есть имеют космическое происхождения. Ритмичность, направленная на согласование функций организмов с окружающей средой, является необходимой приспособительной реакцией. К сожалению, эта свойство живых организмов обычно обминається вниманием и редко обсуждается на уроках биологии, что приводит к непониманию учащимися многих явлений и процессов в живой природе.

3. Животные в системе живой природы

Поскольку школьники уже знают о разделение живых организмов на царства и изучали царства Растения, Грибы и Дроб'янки, то целесообразно начинать разговор о царстве Животные с повторения понятия «система».

Окружающий мир представляет собой единую систему. Система - это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира живая и неживая природа. Между живой и неживой природе существуют многочисленные связи. Кто может привести примеры таких связей? Например, для всех живых организмов (компоненты живой природы) необходима вода (часть неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.

Живая и неживая природа также являются сложными системами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, миме которыми существуют взаимосвязи. Кто может привести примеры таких взаимосвязей? Например, растения служат пищей для травоядных животных. После отмирания растений и животных их остатки попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их к минеральным, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения.

Потом нужно поговорить об особенностях животных, их отличия от растений и грибов.

Показывая связи животных с другими организмами, следует сказать о том, что у животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имею!-» клеточное строение, сходный химический состав, много общих свойств (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость). Эти глобальные связи, они отражают общность всего живого на Земле.

Как потребители готового органического вещества, то есть консументи, животные важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества вещества и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологического круговорота веществ.

Немалой роль животных (особенно насекомых) как опылителей цветковых растений» распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в процессы образование почвы (черви, личинки насекомых, риючі грызуны), в формирование ландшафтов (риючі животные, копытные, бобры). Животный мир является частью живой системы природы и влияет на жизнь биосферы и человека.

Конечно, не весь материал, предложенный для рассказа с элементами беседы, учитель будет использовать на уроке, а возможно, построит беседу по-другому, опираясь на другую логику своего изложения.

ИV.Узагальнення и систематизация знаний и умений учащихся

Работа с тетрадью

Рабочим тетрадью [3] можно пользоваться во время закрепления и контроля знаний как на уроке, так и дома. Для этого учитель выбирает задания из тетради. Выполнение этих задач дает возможность формировать у школьников умение пользоваться таблицами, рисунками, схемами, работать самостоятельно.

Работа с учебником

Учебник может быть использован как при изучении нового материала, так и во время проведение систематизации и контроля знаний и умений учащихся. На этом уроке ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 8. При необходимости записывают выводы в тетрадь.

Вопрос для повторения и обсуждения

В рубрике «Проверьте свои знания» есть вопросы для повторения и обсуждения. На данном уроке можно использовать вопросы 3, 4 на с. 8 учебника.

V.Самостійна работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся может быть организована на каждом уроке. Например, ученики самостоятельно обрабатывают и записывают в тетрадь разделы учебника [1] «Запомните самое важное» или знакомятся с рубриками «Наука и ученые», «Энциклопедическая вставка», «Готовимся к тематическому оцениванию», «Вывод».

Содержание самостоятельной работы учитель выбирает по своему усмотрению. В следующих уроках мы не будем подробно прописывать этот этап, предоставляя возможность учителю действовать самостоятельно. Будем только советовать, на каком уроке целесообразнее использовать тот или иной материал из разных рубрик учебника [1].

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на

те новые знания, которые они получили в процессе урока, демонстрируют понимание таких понятий, как природа, система живой природы, царство Животные, определяют место животных в системе живой природы. В следующих уроках мы не будем подробно прописывать этот этап, предоставляя возможность учителю действовать на собственное усмотрение.

VII.Домашнє задачи

Все домашние задания указаны по учебнику [1] и тетрадями [2], [3].

В учебнике [1] прочитать § 1, ответить на вопросы 5, 6 после параграфа на с. 9.

Выполнить задание в тетради [3, с. 2].