Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 2

 

Тема. Разнообразие животных. Классификация животных.

Цель: сформировать у школьников понятие о разнообразии живых организмов и особенности их классификации.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, плакаты, рисунки, схемы, позволяют показать разнообразие живых организмов и их классификацию.

Базовые понятия и термины: классификация, биоразнообразия, таксон, царство, класс, отряд, семейство, род, вид.Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

И. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания может проводиться в различных формах. Учитель может просмотреть тетради непосредственно на уроке или собрать их для проверки, или провести по домашним заданием устный опрос, или использовать тестовый экспресс-контроль и т.д. В следующих уроках мы не будем подробно прописывать этот этап, предоставляя учителю возможность действовать на свое усмотрение.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемы

Вам предложили разделить всех животных на группы. С чего вы начнете выполнение этого задача?

Обсуждая это вопросы, школьники должны прийти к выводу о том, что любая классификация начинается с определения признаков (или критериев), по которым будет проводиться классификация. Возможно, школьники предложат свои критерии для их класифікації. надо зафиксировать на доске. В процессе обсуждения становится понятно, что для классификации животных ученикам не хватает информации о них. После этого можно переходить к изучению нового материала.

В следующих уроках мы не будем полностью прописывать этот этап, просто предлагая вариант проблемы, проблемной ситуации или вопросы для обсуждения. Учитель может использовать и другие вопросы на свое усмотрение, ориентируясь на уровень знаний конкретных школьников и степень их мотивации.

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1.Різноманітність животных и их классификация

Учитель ставит вопрос: «Что вы знаете о классификации растений? По каким признакам ученые классифицировали растения?» Выслушивает ответы учащихся и дает понятие о классификацию животных, учитывая знания школьников о классификации растений.

Для упорядочение всех известных животных их принято разделять, так как и растения, на ряд категорий - таксонов. Основным таксоном записи есть вид. Полное видовое название каждой животные состоит из родового и видового названий.

Близкие виды животных объединяются в роды. Роды объединяются в семейства, семейства - в ряды, ряды в классы и, наконец, классы объединяются в типы. При этом для уточнения расположение в системе некоторых таксонов они могут быть приписаны к одному из промежуточных таксонов - например, надряду (несколько близких рядов) или подтипа (несколько близких классов).

Потом следует ознакомить школьников с перечнем основных типов животных, которых они будут изучать. Ниже представлен полный перечень типов Животного царства, из которого можно выбрать те, что входят в школьную программу. Но ученикам надо объяснить, что типов животных значительно больше, и привести примеры тех типов животных, изучение которых не предусмотренное программой. Запоминать их не нужно, но о разнообразии типов животных школьники должны знать. В классификации не даются латинские названия, поскольку это только усложнит общее знакомство с типами животных.

2. Роль животных в жизни человека

Учитель ставит вопрос: «Что вы знаете о роли животных в жизни человека?» Выслушивает ответы учащихся и дополняет их.

Значительная роль животных в жизни человека связана прежде всего с использованием многих видов как объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная еда обогащает рацион человека высококалорийными, легко усваиваемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и выращиваемые человеком домашние животные. Пушно-меховое сырье поставляет многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используются в производстве гормональных препаратов. Многие животные являются незаменимыми для человека как средство передвижения и как физическая сила (лошадь, верблюд, олень, буйвол, слон). Некоторые представители животного мира используются как лабораторные объекты во время проведения учебных и как объекты научных исследований (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, крысы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Нешуточная и негативная роль некоторых видов животных в жизни человека. Так, много видов насекомых-вредителей, клещей, грызунов в период массового размножения наносят большой вред сельскохозяйственным культурам, снижая их производительность и качество. Некоторые виды животных являются возбудителями болезней (паразитические простейшие, черви, членистоногие), переносчиками возбудителей болезней человека и животных (мухи, собачий клещ и др.). Яд некоторых животных является опасной для человека.

Ценность животных для человека заключается не только в том, сколько полезных продуктов можно от них получить, но и в их роли в биогенном круговорота веществ. Животные очищают окружающую среду от органического загрязнения, утилизируют органические остатки, являются необходимыми звеньями в пищевых цепях, в биогеоценозах.

3. Животный мир Украины

О животный мир Украины на этом уроке дается только общее представление. Надо сказать о том, что в следующих темах изучение животного мира страны будет продолжена.

Вследствие своего преимущественно равнинного рельефа и недостатка лесов на Украине мало эндемичных видов животных.

Эндемики (с греч. endemos - местный) - виды (роды, семьи и т.п.) растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой территорией.

Всего представлено 28 тысяч видов, включая 101 вид млекопитающих, 350 видов птиц, 21 вид пресмыкающихся, 19 видов земноводных и более 200 видов рыб.

Медведи, зайцы, дикие кабаны, лисы, лоси, рыси, тетерева, рябчики, орлы, ястребы и совы до сих пор живут на северо-западе - в Карпатах и на Полесье.

В лесостепи распространены олени, кабаны, волки, грызуны (хомяк, хорек), куропатки, сороки, иволги. Для степного пояса наиболее типичны грызуны, полевые птицы и насекомые.

Система заповедников, национальных парков, природных заказников, которая все более развивается, дает возможность частично сохранить и даже разводить новые виды диких животных.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники знакомятся с таблицей на с. 10 учебника, сравнивают таксоны, которые используются при систематике растений и систематике животных. Затем они знакомятся со схемой, которая показывает место шимпанзе обыкновенной в системе животного мира.

Проверить свои знания школьники могут, ответив на вопросы 1-3 на с. 12.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 3].

V. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» и рубрикой «Наука и ученые» на с. 12.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII. Домашнее задание

В учебнике [1] прочитать § 2, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на стр. 12.

В тетради [2] подготовиться к лабораторной работе № 1 «Изучение особенностей животных клеток и тканей».

В тетради [3, с. 3] выполнить задание.