Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 2. Значение знаний о человеке для сохранения ее здоровья

 

Образовательная цель: формировать понятие здоровья, ознакомить с основными факторами, укрепляющих и ослабляющих здоровье человека; научить применять на практике научно обоснованные знания и правила личной и общественной гигиены, укреплять и закалять свой организм, стать физически развитым, здорового, способного к любой работе личностью.

Основные понятия и термины: здоровье, болезнь, валеология, качественные показатели здоровья, количественные показатели здоровья, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. Тесты.

1. Установите соответствие между утверждениями (названиями) и определениями:

а) Анатомия

б) Физиология

в) Цитология

г) Психология

1 Наука о жизненные функции всего организма, его отдельных органов и их систем.

2 Наука о строении и функции клеток.

3 Наука о строении и форме организма и его органов.

2. Укажите, что изучает биология человека:

а) строение тела;

б) механизм наследственности;

в) влияние внешних факторов на организм человека;

г) процессы, протекающие в организме человека, и механизмы его жизнедеятельности;

д) процесс исторического развития человека;

е) место человека в системе органического мира.

3. Определите, какие из основных систематических категорий не используются в зоологии:

а) вид;

б) ряд;

в) царство;

г) класс;

д) порядок;

е) род;

есть) семья;

ж) тип;

з) отдел.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа.

1. Какова основная цель курса «биология человека»?

2. Что такое здоровье человека?

3. От чего или от кого зависит здоровье каждого человека?

III. Изучение нового материала.

1. Сохранение жизни и здоровья - самая первая потребность человека. (Беседа).

2. Понятие о здоровье. Количественные и качественные показатели здоровья. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительной литературой, составление схемы, демонстрация лабораторного анализа крови).

Схема 1.

3. Современные методы исследования здоровья человека. (Рассказ учителя, составление схемы).

Схема 2.

Методы исследования здоровья человека

4. Факторы, укрепляющие и ослабляют здоровье. (Беседа на основе знаний учащихся, заполнение таблицы).

 

Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы, которые ослабляют здоровье человека

1. Физическая активность и закалка организма.

1 ...

2. Полноценное рациональное питание.

2 ...

3. Четкий режим дня.

3 ...

4. Уравновешенность чувств, преодоления эмоциональных конфликтов.

4 ...

5. Общение с природой.

5 ...

 

5. Задача современной медицины. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

а) Продление жизни человека.

б) Уменьшение детской смертности.

в) Победа над инфекционными болезнями, в частности над Спидом.

г) Выяснение причин раковых болезней и эффективное лечение онко-больных людей.

6. Достижения современной медицины. Применение кибернетики в медицине. (Сообщения учащихся).

Использование искусственного аппарата, что обогащает кровь кислородом во время операции на сердце и искусственной почки, а также других органов.

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Подберите примеры высказываний ученых, поэтов, народной мудрости о здоровье и объясните их значение.

2. Объясните значение выражений:

«В здоровом теле - здоровый дух»

«Здоровое тело - продукт здорового ума»

«Разрушать здоровье - обворовывать себя»

«Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того чтобы есть»

«Чрезмерное увлечение едой - это тваринність, а невнимание к еде - это безрассудство».

3. Выясните, как называется способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды:

а) аккомодация;

б) акцепція;

в) адаптация;

г) антропологізація.

4. Определите, что является причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма, в результате чего снижаются его приспособительные возможности:

а) адаптация;

б) болезнь;

в) усталость;

г) стресс.

5. Подумайте и объясните:

Водолазные работы разрешаются на глубинах, не превышающих 50 м. Глубоководные рыбы живут на значительно больших глубинах. К чему может привести опускания человека на большую глубину? Что случится с глубоководными рыбами, если их поднять на поверхность воды?

V. Домашнее задачи.

Изучить тему из учебника. Подготовить сообщение о происхождении человека.