Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 1. Человек в системе органического мира. Биологические науки, изучающие организм человека

 

Образовательная цель: выяснить место человека в системе органического мира, исходя из общих биологических закономерностей, раскрыть основное содержание биологических наук, изучающих человека.

Основные понятия и термины: биология человека, цитология, физиология, анатомия, генетика, биохимия, биофизика, гигиена, психология, экология.

Оборудование: стенды «Эволюция органического мира», портреты выдающихся биологов (ученых).

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа)

1. Что изучает наука биология?

2. Какие биологические дисциплины вам известно из предыдущих курсов?

3. Какое место занимает человек в системе живой природы?

4. Как называется наука, изучающая человека?

II. Изучение нового материала.

1. Человек - биологическое существо. Место человека в системе органического мира. Систематическое положение человека. (Рассказ учителя с элементами беседы; записи на доске):

Империя - Клеточные

Надцарство - Евкаріоти

Царство - Животные

Підцарство - Многоклеточные

Тип - Хордовые

Подтип - Позвоночные

Класс - Млекопитающие

Ряд - Приматы

Подряд - Антропоїдні

Семейство - Гоминиды

Род - Человек

Вид - Человек разумный

2. Биология человека - наука, изучающая происхождение, эволюцию, строение, жизнедеятельность и географическое расселение людей. (Рассказ учителя с элементами беседы).

3. Биология человека - комплексная учебная и научная дисциплина. Биологические науки, изучающие человека. (Объяснение учителя с рассмотрением схемы в учебнике).

4. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие биологических наук. (Сообщение учителя или учащихся).

Илья Ильич Мечников. Открыл явление фагоцитоза (1882), за что ему была присуждена Нобелевская премия (1908). Мечников уделял внимание разработке проблемам иммунитета, воспаления, долголетия, изучению инфекционных болезней (холеры, брюшного тифа, сифилиса, туберкулеза).

Иван Петрович Павлов, Иван Николаевич Сеченов - выдающиеся русские естествоиспытатели, которые создали и развили теорию нервізму, что основывается на представлении о целостности организма и ведущую роль нервной системы, которая регулирует, согласовывает функции всего организма и приспосабливает его жизнедеятельность к условиям существования.

Алексей Николаевич Бец - российский и украинский ученый. Его работы посвящены строению головного мозга, в частности відмінам в тонкой структуре (архитектонике) различных его участков. Открыл двигательную зону коры головного мозга и описал гигантские пирамидные нервные клетки, названные его именем.

III. Закрепление знаний учащихся. (Тесты).

1. Укажите науку, изучающую строение организма человека, его органов и систем:

а) физиология;

б) анатомия;

в) психология;

г) гигиена.

2. Укажите науку, изучающую строение и функции клеток:

а) гистология;

б) валеология;

в) цитология;

г) гистология.

3. Укажите науку, изучающую функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем:

а) анатомия;

б) физиология;

в) биохимия;

г) биофизика.

4. Обобщите понятие: цитология, физиология, гистология.

IV. Домашнее задачи.

Изучить соответствующую тему с учебника. Подготовить сообщение о современных достижениях медицины.