ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК 3. Происхождения человека. Особенности
эволюции вида Homo sapiens
Образовательная цель: ознакомить учащихся с
гипотезами происхождения человека; сформировать понятие антропогенеза, его движущие
силы.
Основные понятия и термины:
антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, синантропы,
палеоантропы, неандертальцы, кроманьонцы, Человек разумный.
Оборудование: таблицы или стенд
«Происхождение человека»; - скелет человека, кролика, голубя, ящерицы, лягушки, позвоночных
животных; влажные препараты и муляжи зародышевого развития млекопитающих.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Нарушение проблемных вопросов.
1. Какими путями человек достиг
своего господствующего положения на Земле?
2. Чем отличается поведение стада
обезьян от поведения человеческого общества?
II. Изучение нового материала.
1. Гипотезы происхождения вида Человек
разумный (Homo sapiens). Идеалистические и материалистические взгляды на проблемы
происхождения человека. (Сообщения учащихся).
К. Линней считал, что человек принадлежит
к группе приматов, вместе с напівмавпами и обезьянами.
Ж.Б. Ламарк утверждал, что человек
происходит от человекообразных обезьян, которые перешли от лазанья по деревьям к
хождение по земле.
Ч. Дарвин в книге «Происхождение
человека» убедительно доказал, что человек является последним звеном в цепи развития
живых существ и имеет общих предков с человекообразными обезьянами.
2. Доказательства происхождения человека от
животных. Общие черты строения человека и животных. (Объяснение учителя с демонстрацией
скелетов и зародышей человека и различных животных).
3. Черты сходства и различия
человека и человекообразных обезьян. (Выполнение самостоятельных заданий, заслушивание
заранее подготовленных сообщений «Человекообразные обезьяны», «Опыты с
человекообразными обезьянами»).
Задания для самостоятельной работы:
а) по таблицам или рисункам
определите разницу длины рук и ног человека и человекообразных обезьян;
б) сравните лицевые углы на
черепах, относительные размеры мозговой и лицевой части черепа;
в) отметьте приспособления к
образа жизни на деревьях человекообразных обезьян и своеобразие строения человеческого
тела в связи с трудовой деятельностью и вертикальной походкой;
г) сделайте соответствующие выводы.
4. Движущие силы антропогенеза.
Трудовая гипотеза происхождения человека. (Объяснение учителя с использованием схемы).
5. Основные этапы эволюции человека.
(Рассказ учителя с использованием схемы родословной человека).
6. Гипотеза о происхождении человека
от «вторично-водных» приматов. (Рассказ учителя).
Современный шведский исследователь Ян
Ліндеберг выдвинул интересную теорию о пропаже у приматов волосяного покрова.
Ведя происхождение человека от
«вторично-водных приматов», он утверждал, что на одном из этапов развития предки
человека вернулись к воде и перешли к «земноводного» образа жизни. В воде
было легко добывать пищу, причем благодаря рыбалки и раскрытию ракушек устриц
развились кисти рук. Волосяной покров стал редукуватись, а потом совсем исчез.
Эта интересная гипотеза объясняет много «белых пятен» в эволюции человека.
III. Закрепление знаний учащихся.
Заполнить таблицу, пользуясь
учебником или дополнительной литературой.
Основные этапы антропогенеза
Этапы эволюции человека
|
Уровень трудового и общественного
развития
|
Биологические особенности
|
|
|
|
IV. Домашнее задание.
Изучить тему из учебника. Собрать
факты для рассказа о проявлениях расизма и социал-дарвинизма из сообщений газет,
радио - и телевизионных передач.